Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента

 Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Эта форма организации учебно-воспитательной работы связана с решением творческих исследовательских задач  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, знакомство с литературой по проблеме исследования, сбор собственного материала, анализ, обобщение, выводы.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания.
Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться, что же такое проект и чем он отличается от других видов работ.
Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект - не одно и то же.
Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который, тем не менее, является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение, имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате. Завершается проект обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта. Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями.
Итак, две основные проблемы презентации -это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текстпрезентации будет написан в виде тезисов.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому нужно быть готовым. Презентацию желательно отрепетировать.
Сущность проектной деятельности учащихся.
В рамках реализации регионального компонента по  литературе предусмотрено выполнение учащимися VIII - XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников способствуетлитературному образованию,формированию личностных качеств подрастающего человека, что поможет ему внимательно взглянуть на литературу родного края, обогащать читательский опыт, сделать профессиональный выбор в будущем. Такой вид деятельности обучения приучает школьника к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать оценочные позиции,  позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Организация и методика выполнения творческих проектов
Учитель должен помочь школьникам:
получить различные материалы, справочники, информацию;
обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;
одобрить или не одобрить интерпретацию проблем произведения;
 научить кратко записывать результаты своей деятельности;
дать краткий анализ выполненного проекта.
При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации. Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же  разнообразной, как и сами проекты, Самое главное - чтобы план отвечал проекту, а не наоборот,
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической.
Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:
    Титульный лист.
    Оглавление (содержание).
    Введение.
    Главы основной части.
    Заключение.
    Список используемой литературы.
    Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.
Титульный лист
Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").
Оглавление
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе
В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Главы основной части
Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
Каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон, являясь логическим продолжением предыдущего раздела.
Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме исследования, предлагаются рекомендации.
В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.
Список используемой литературы
После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературному краеведению можно разделить на следующие виды:
1.       Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например, «Особенности лексики и синтаксических конструкций рассказаВ.Ф. Потанина «Когда прошли дожди»;
«Сравнение как способ создания художественного образа в автобиографической повести А.И.Мосина «След росы» (Записки агронома)»;
2.       Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер:теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический,  культурологический. Например, «Лирические песни нашего края. Тематическое своеобразие лирических песен нашей местности»; «Отражение женской доли в частушках Зауралья»; «Изображение пугачевского бунта в произведениях А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Д.Н.Мамина – Сибиряка «Охонины брови», «Современная поэзия Зауралья»;
3.       Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие школьников видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например, «Природа в поэзии и живописи Зауралья»; «Престольный праздник села Раскатихи – Егорий-Зимогор»; «История моей семьи»; «История нашей школы»; «Наш земляк – Герой Советского Союза Н.Я,Анфиногенов»; «Азбука родного края»; «Возрождение храма Прокопия Устюжского в с.Чернавском»;
4.       Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей нашего края. Ученики на основе анализа произведений, изучения различных источников, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например, «Творчество Аскара Нуранова»;пособие-хрестоматия «Литературный край»; презентация книги О.В.Бунина «Светлая моя Родина»; презентация книги А.И.Мосина «Фонтан бегущих дней».
Независимо от объекта исследования ученик самостоятельно или с помощью учителя получает возможность определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Сначала мы работаем над актуализацией знаний о методах анализа, о методах работы над проектом. Следует организовать индивидуальные консультации, которые способствуют формированию выводов исследования, спланировать,  что нужно из списка предлагаемой литературы прочитать, что законспектировать, откуда сделать выписки, как фиксировать свои наблюдения. Непременной частью работы является обзор литературы, поэтому важно научить рецензированию статей, составлению конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческих работ.
Интересна классификация методов исследования, предложенная в брошюре В.Н.Ступиной «Основы литературного краеведения и исследовательской деятельности учащихся»:   
-  биографический,
-  историко-культурный,
-  гносеологический,
- социологический,
-  исследовательский.
Биографический метод позволяет изучить биографию писателя, что очень важно для понимания тематики его произведения.
  Историко-культурный метод помогает оценить произведение или творчество отдельного автора как часть культуры.
  Гносеологический метод используется для понимания социальной действительности, изображённой в повести, помогает определить степень правдивости, соответствие реальности.
  Социальный метод позволил увидеть, как в творчестве того или иного автора реализуется социальная деятельность.
  Чтение и интерпретация, истолкование и оценка повести позволяют  использовать исследовательский метод.
На следующем этапе работы над проектом следует повторно обратиться к анализу с учетом новых знаний. Это помогает учащимся определить собственную позицию.
Большая трудность для ученика – оформление результатов исследования. Здесь задача учителя –помочь в  структурировании материала, формулировании основных положений, в выборе формы выступления. Ученик должен уметь выразительно цитировать текст, свободно владеть необходимыми понятиями, уметь отвечать на поставленные вопросы. Несомненное достоинство  выступления – эмоциональность и убежденность, оригинальная  композиция доклада.
Конечно, решение исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Поэтому, работая с учеником, надо уделять внимание развитию его общей культуры.

Таким образом, руководство проектной деятельностью – сложная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели, основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста.  Руководитель проекта помогает найти нужную литературу, консультирует, организует презентацию. Результатом такого сотрудничества становится выполненное учеником исследование.

Комментариев нет:

Отправить комментарий