Предметная олимпиада. Русский язык. 2021г

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА – 2021

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Падерина Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Раскатихинская СОШ» Притобольный район

Irina-1964-2011@mail.ru 

89638685244

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему:

Задание 1:

1. Какой принцип лёг в основу игры, в которую включаются герои

рассказа Надежды Тэффи? Сформулируйте в нескольких пунктах

правила игры, определите, кто из игроков нарушает эти правила, и

сделайте три собственных «хода».

Ответ:

       Надежда Тэффи – мастер каламбура. В основу игры, в которую включаются герои рассказа «Взамен политики», лег принцип игры слов, или лексический эксперимент.  Каждый из героев создает свою модель, поэтому у персонажей рассказа свой подход к словарной игре. Задача игроков – разрушить классическую речь. Начинает игру гимназист Петя, подхватывает сестра, а уже потом постепенно игра захватывает всех. Главное в игре – разрушить нормы литературного русского языка.

     Важный вопрос, который волнует игроков, - почему данное слово сложено так, а не иначе? Ответа на этот вопрос  эксперимент игры со словами не дает. Слово берется из повседневности, из обычной речи героев и делится на более простые слова, упрощается структура слова, сложная форма не принимается в своей целостности.

Правила игры:

1.       Возьмем любое обычное слово.

2.       Разделим  это слово на более простые части.

3.       Подберем слово, в котором обе части или одна часть исходного слова были бы автоматически заменены на противоположные.

    Важным моментом является то, что значение слов  не играет роли, на первый план выходит формальный признак - выделить часть слова или сочетание букв, автоматически представить противоположное.

Ходы игры:

1. Петя: гимн-Азия – гимн-Африка; кот-лета- кошка-зима; вы-пороли – мы-пороли; бело-курый – черно- петухатый

2. Сестра: д-верь – д-сомневайся

3. Петя : пан-талоны – хам-купоны; вино-ват – пиво –ват;

4. Сестра: вино-вата – пиво-хлопок;

5. Жилец: живу-зем - помер-зем;

6. Сестра : дуб-ровин – осина –одинакова;

7. Мать: чертить – дьяволить;

8. Барышня ( в контексте непонятно, о ком идет речь): обни-мать – обни-отец; руб-ашка – девяносто девять копеек – ашка;

9. Отец: чер-нила – чер- какой-нибудь другой реки

     В ходе игры выделяется отдельная группа слов, в которой обратное можно подобрать не для всех частей речи. За словом утрачивается названное им понятие. Оно отделяется от реального значения. Например, сестра придумывает слова: д-верь, а не д-сомневайся. Таким образом, сестра нарушает правила игры, потому что в ее примерах появляются фрагменты, которые не имеют значения совсем. 

     Мать тоже нарушает правила игры, выстраивая свою уникальную форму, основанную больше на синонимии: чертить – дьяволить.

     Жилец приводит пример слов: живу-зем , а не помер – зем. Пример из французского языка указывает на то, что русский литературный язык смешивается с французским, а это ведет к разрушению  норм русского языка. То есть,  упоминая французскую фразу в русском переводе: «я вас люблю», жилец тоже нарушает правила игры.

      Ядром рассказа является включение в эксперимент. Последним в игру включается отец. Он долго мучается и придумывает: чер-нила, а не чер – какой-нибудь другой реки. Он тоже нарушает правила игры: в приведенном примере нет обратной связи, примеры  связаны между собой формально.

      Мои ходы:

По-беда, а не над-счастье

Не – воля, а ни –тюрьма

Пеше-ход, а не ездо-выход

До-нос, а не недо-рот

Пол-ночь , а не цел –день

Ма-тушка, а не па-скелет

Красно-перый , а не черно-пальцевый

      Таким образом, попытка преобразовать слово, понять его внутреннюю форму приводит к новым вопросам и к новым путям развития мысли. Молодое поколение стремится идти по новому пути, но  разрушая старые слова, находят для них такие, которые не могут равноценно их заменить, что заводит лексический эксперимент в тупик.

 

Задание 2:

 

2. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые

важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите

смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора

(рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

         Рассказ Надежды Александровны Тэффи написан в 1906 году. Это было время перестройки общества. Одной из проблем текста является проблема необходимости сохранения традиций прошлого при распаде существующего миропорядка. Никто не знал, что будет построено после революции 1905 года, но каждый был уверен, что от старого надо принципиально отказаться и отрицать прошлые традиции. Что сохранить из былого, от чего отойти, как переосмыслить прошлый опыт, накопленный человечеством? Над этими вопросами заставляет нас задуматься автор рассказа «Взамен политики».

        Мир, в котором живут герои, подчиняется определенным законам, он устоялся, герои живут по твердо принятому порядку: «сели обедать». Их речь тоже раз и навсегда установлена. В ней смешиваются слова митингов, политических лозунгов, обращений к Богу и слова разговорные: «баловать, трескотня, отдувайся». Включение всей семьи в словесную игру, начатую гимназистом Петей, приводит нас к мысли о том, что перестройке мира можно сопротивляться, как долго сопротивлялся отец игре, но остановить этот процесс невозможно.

       Отец семейства – ключевая фигура в рассказе. Он долго не может приобщиться к игре, сбивает всех, возмущается: «с ума сошел?, что-о?, выгони этого, иди вон, уставился в ужасе». Часто отставной капитан пытается сменить тему: «Пошла вон!...молчать!» Мы видим, он не чувствует себя комфортно в этом мире, ему неуютно, он ищет защиты. Но и он готов к переменам: «я не сижу без дела», «придумаю какую-нибудь машинку». Искренне удивляется, услышав замечание дочери: «да ведь это будильник». Прошлое крепко держит отставного капитана. В конце рассказа он идет за детьми, принимает правила игры, делает свой сомнительный ход и уже не способен к сопротивлению. Такие морально слабые личности, как капитан, неспособны сохранить традиции прошлого.

      Противопоставлено отцу молодое поколение, особенно сын Петя. Именно он начинает игру в слова, намеренно разрушая классическую речь. Идея распространяется быстро, что очень важно в повествовании. Молодые люди готовы к изменениям в обществе, распаду мира. В попытке преобразовать слова, изменить их понятие заключается борьба с общепринятыми общественными нормами и отрицание старых. Придумывая новые слова, молодежь создает свою модель в словесной игре. В начале рассказа распадается мир слов: гимн-Азия  - гимн-Африка; вино-вата – пиво-хлопок. В конце рассказа распадается не только текст, но и мир.  Молодому поколению по плечу переосмыслить прошлый опыт, решить, что сохранить, от чего отказаться. Их много, за ними – будущее. Об этом говорит Петя: «…у нас весь класс так говорит».  «Почему так, а не по-другому?» - вопрос, на который ищет ответа молодежь. Ищет, но не находит.  Неслучайно у рассказа нет ни начала, ни конца.

      Эти два примера, дополняя друг друга,  приводят нас к мысли о том, что отказ от старого молодыми и слабая попытка старших защитить традиции прошлого, выдать их за новое являются доказательством бездеятельности тех и других, что приводит к тупику и распаду мира.

      Позиция автора ясна. Старшее поколение пытается сопротивляться новому: «капитан …озирался, точно его…вытолкнули из воды». Молодежь с радостью подхватывает новое, отрицая прошлое. Готовность к экспериментам подчеркивается словесной игрой, доказывающей, что за молодыми - будущее. Политика для них - тоже эксперимент. По словам жильца, «всё политика. Разные там митинги. Куда взрослые, туда и  они». Взрослые сдают свои позиции и идут за идеями детей.

       Я согласна с позицией автора: чтоб преобразовать мир, надо уметь сохранить традиции прошлого, надо обладать силой и волей, напористостью и выдержкой. Этими качествами старшее поколение не обладает. Примечательно сравнение капитана с рыбой. Молодежь с легкостью уничтожает то, что создавалось веками. Взамен иногда получается бессмыслица, достаточно вспомнить вновь образованные слова. Но это молодым не важно, важно разрушить то, что было.

     Вспомним  комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чацкий, вступая в спор с «фамусовским обществом», критикуя его моральные принципы, с горечью замечает: «Что нового покажет мне Москва?» А как жить, что делать, чтоб изменился мир, чтоб в нем осталось то, что дорого прошлому веку, он не знает.

     В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович Кирсанов обвиняет нигилистов, что они все разрушают, что «надобно же и строить», на что Базаров заявляет о своей миссии: «Сперва нужно место расчистить».

    Распад общественных устоев, отрицание  старого приводят к тому, что и молодое, и старшее поколение не находят ответа на вопрос: «Как преобразовать мир, сохраняя  традиции прошлого?»

    Таким образом, проблема необходимости сохранения традиций прошлого является актуальной и сегодня. Автор предостерегает нас, что бездеятельность  одних и активность других ведут к сознательному упрощению жизни, к разрушению установленного и проверенного временем порядка, к распаду мира. А будет ли построен новый мир – вопрос времени…

 

Надежда Тэффи

ВЗАМЕН ПОЛИТИКИ

Конст. Эрбергу

Сели обедать.

Глава семьи, отставной капитан, с обвисшими, словно мокрыми усами

и круглыми, удивлёнными глазами, озирался по сторонам с таким видом,

точно его только что вытащили из воды и он ещё не может прийти в себя.

Впрочем, это был его обычный вид, и никто из семьи не смущался этим.

Посмотрев с немым изумлением на жену, на дочь, на жильца,

нанимавшего у них комнату с обедом и керосином, заткнул салфетку за

воротник и спросил:

— А где же Петька?

— Бог их знает, где они валандаются, — отвечала жена. — В гимназию

палкой не выгонишь, а домой калачом не заманишь. Балует где-нибудь с

мальчишками.

Жилец усмехнулся и вставил слово:

2

— Верно, всё политика. Разные там митинги. Куда взрослые, туда и

они.

— Э нет, миленький мой, — выпучил глаза капитан. — С этим делом,

слава Богу, покончено. Никаких разговоров, никакой трескотни. Кончено-с.

Теперь нужно делом заниматься, а не языком трепать. Конечно, я теперь в

отставке, но и я не сижу без дела. Вот придумаю какое-нибудь изобретение,

возьму патент и продам, к стыду России, куда-нибудь за границу.

— А что же вы изволите изобретать?

— Да ещё наверное не знаю. Что-нибудь да изобрету. Господи, мало ли

ещё вещей не изобретено! Ну, например, скажем, изобрету какую-нибудь

машинку, чтобы каждое утро, в положенный час, аккуратно меня будила.

Покрутил с вечера ручку, а уж она сама и разбудит. А?

— Папочка, — сказала дочь, — да ведь это просто будильник.

Капитан удивился и замолчал.

— Да, вы действительно правы, — тактично заметил жилец. — От

политики у нас всех в голове трезвон шёл. Теперь чувствуешь, как мысль

отдыхает.

В комнату влетел краснощёкий третьеклассник гимназист, чмокнул на

ходу щёку матери и громко закричал:

— Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка.

— Господи, помилуй! С ума сошёл! Где тебя носит! Чего к обеду

опаздываешь? Вон и суп холодный.

— Не хочу супу. Отчего не гимн-африка?

— Ну, давай тарелку: я тебе котлету положу.

— Отчего кот-лета, а не кошка-зима? — деловито спросил гимназист и

подал тарелку.

— Его, верно, сегодня выпороли, — догадался отец.

— Отчего вы-пороли, а не мы-пороли? — запихивая в рот кусок хлеба,

бормотал гимназист.

— Нет, видели вы дурака? — возмущался удивлённый капитан.

— Отчего бело-курый, а не черно-петухатый? — спросил гимназист,

протягивая тарелку за второй порцией.

— Что-о? Хоть бы отца с матерью постыдился?!..

— Петя, постой, Петя! — крикнула вдруг сестра. — Скажи, отчего

говорят д-верь, а не говорят д-сомневайся? А?

Гимназист на минуту задумался и, вскинув на сестру глаза, ответил:

— А отчего пан-талоны, а не хам-купоны!

Жилец захихикал.

— Хам-купоны… А вы не находите, Иван Степанович, что это

занятно? Хам-купоны!..Но капитан совсем растерялся.

— Сонечка! — жалобно сказал он жене. — Выгони этого… Петьку из-

за стола! Прошу тебя, ради меня.

3

— Да что ты, сам не можешь, что ли? Петя, слышишь? Папочка тебе

приказывает выйти из-за стола. Марш к себе, в комнату! Сладкого не

получишь!

Гимназист надулся.

— Я ничего худого не делаю… у нас весь класс так говорит… Что ж, я

один за всех отдувайся!..

— Нечего, нечего! Сказано — иди вон. Не умеешь себя вести за

столом, так и сиди у себя!

Гимназист встал, обдёрнул курточку и, втянув голову в плечи, пошёл к

двери.

Встретив горничную с блюдом миндального киселя, всхлипнул и,

глотая слезы, проговорил:

— Это подло — так относиться к родственникам… Я не виноват…

Отчего вино-ват, а не пиво-ват?!..

Несколько минут все молчали. Затем дочь сказала:

— Я могу сказать, отчего я вино-вата, а не пиво-хлопок.

— Ах, да уж перестань хоть ты-то! — замахала на неё мать. — Слава

Богу: не маленькая…

Капитан молчал, двигал бровями, удивлялся и что-то шептал.

— Ха-ха! Это замечательно, — ликовал жилец. — А я тоже придумал:

отчего живу-зем, а не помер-зем. А? Это, понимаете, по-французски.

Живузем. Значит «я вас люблю». Я немножно знаю языки, то есть сколько

каждому светскому человеку полагается. Конечно, я не специалист-

лингвист…

— Ха-ха-ха! — заливалась дочка. — А почему Дуб-ровин, а не осина-

одинакова?..

Мать вдруг задумалась. Лицо у нее стало напряженное и внимательное,

словно она к чему-то прислушивалась.

— Постой, Сашенька! Постой минутку. Как это… Вот опять забыла…

Она смотрела на потолок и моргала глазами.

— Ах, да! Почему сатана… нет… почему дьявол… нет, не так!..

Капитан уставился на неё в ужасе.

— Чего ты лаешься?

— Постой! Постой! Не перебивай. Да! Почему говорят чертить, а не

дьяволить?

— Ох, мама! Мама! Ха-ха-ха! А отчего «па-почка», а не…

— Пошла вон, Александра! Молчать! — крикнул капитан и выскочил

из-за стола.

* * *

Жильцу долго не спалось. Он ворочался и всё придумывал, что он

завтра спросит. Барышня вечером прислала ему с горничной две записочки.

Одну в девять часов: «Отчего обни-мать, а не обни-отец?» Другую — в

одиннадцать: «Отчего руб-ашка, а не девяносто девять копеек-ашка?»

4

На обе он ответил в подходящем тоне и теперь мучился, придумывая,

чем бы угостить барышню завтра.

— Отчего… отчего… — шептал он в полудремоте.

Вдруг кто-то тихо постучал в дверь.

Никто не ответил, но стук повторился.

Жилец встал, закутался в одеяло.

— Ай-ай! Что за шалости! — тихо смеялся он, отпирая двери, и вдруг

отскочил назад.

Перед ним, ещё вполне одетый, со свечой в руках стоял капитан.

Удивлённое лицо его было бледно, и непривычная напряжённая мысль

сдвинула круглые брови.

— Виноват, — сказал он. — Я не буду беспокоить… Я на минутку… Я

придумал…

— Что? Что? Изобретение? Неужели?

— Я придумал: отчего чер-нила, а чер-какой-нибудь другой реки?

Нет… у меня как-то иначе… лучше выходило… А впрочем, виноват… Я,

может быть, обеспокоил… Так — не спалось, — заглянул на огонёк…

Он криво усмехнулся, расшаркался и быстро удалился.

 

1906 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий