Школьный этап Всероссийской
олимпиады школьников по литературе
2014- -2015 учебный год 9
класс
1. Назовите произведение и его автора по сну героя.
1.1. Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы.
1.2. Потом пропало все: луга и небеса.
Мы в темной комнате. Для довершенья чуда
Раскрылся пол – и вы оттуда,
Бледны как смерть, и дыбом волоса!
Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери.
Нас врозь – и мучили сидевшего со мной
1.3. Этой ночью с вечера одевали меня…
черным покрывалом
на кровати тисовой;
черпали мне синее вино,
с горем смешанное;
сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземцев
крупный жемчуг на грудь
и нежили меня.
1.4.И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в
глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу,
будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…тебя, матушка:
ты так устала, колотя батюшку…
2. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую
принадлежность.
2.1. Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Сколь ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
2.2. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость
дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божескою
милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила Бога, чтобы он наградил
ее за то, что она делала для матери.
2.3. Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы.
3. В приведенном ниже списке произведений А. Пушкина перепутаны их
названия. Из слов, составляющих неправильные заглавия, восстановите истинные
названия.
«Путешествие в село Кирджали», «Пленник Петра
Великого», «Арап в Коломне», «Домик египетской крестьянки», «Кавказские
разбойники», «История Арзрума», «Братья графа Нулина», «Ночи барышни
Горюхиной».
4. Какие литературные герои, реальные исторические лица, изображены в
следующих отрывках? Назовите произведение и автора.
4.1. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
4.2. Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец.
4.3. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый
галунами. Высокая соболья шапка с
золотыми кистями была надвинута на его сверкающие
глаза. … на первом месте сидел,
облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим
широким кулаком.
5. О каком произведении идет речь?
5.1. « Величайшая патриотическая поэма посвящена не одной
из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором
впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти
уничтоженным!» (Д. С. Лихачев)
5.2. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в
герое этого произведения и до того был потрясен, что бросился в ученье, учился
дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи… Это был Николай
Алексеевич Оленин, один из образованнейших людей своего времени.
5.3. Когда А. С Пушкин проезжал через Екатеринославль, из
местной тюрьмы бежали два брата. Об этом свидетельствует сам поэт: «В 1820
году…два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их
отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы». Этот случай
стал поводом для написания большой поэмы, которую автор затем уничтожил,
оставив лишь начало. Этот отрывок превратился в самостоятельную поэму.
6. Объясните смысл мифологических имен в приведенных текстах.
6.1. Как журавлиный клин в чужие рубежи –
На головах царей божественная пена –
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
(О. Мандельштам)
6.2. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами…»
(«Слово о полку Игореве»)
7. Дайте толкование литературоведческих терминов, упомянутых в отрывке из
произведения М. Ю. Лермонтова «Сказка для детей».
Оружие отличное: врагам кидаете в лицо вы эпиграммой…
Вам насолить захочется ль друзьям?
Пустите в них поэмой или драмой!
8. Интерпретация стихотворного текста. Предложите свой вариант
литературного анализа этого стихотворения.
Эхо
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт! ( А.С.Пушкин. 1831 г.)
- жанровые особенности 1 балл; - хронотоп 1 балл; - поэтическая лексика 2 балла;
- поэтический синтаксис 2 балл - звукопись 2 балла; - целостность и композиционная стройность
интерпретации 2 балла.
Максимальное кол-во баллов – 24. Максимальное количество баллов за всю
работу - 60 баллов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий