Родная русская литература


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 2022 год ЛИТЕРАТУРА

Педагогическая олимпиада по литературе состоит из  одного аналитического

задания и одного творческого задания.

Аналитическое задание

Вариант 1. Прозаический текст

КЛЕЁНКА

(из цикла «Чистый Дор»)

Осенью, в конце октября, к нам в магазин привезли клеёнку. Продавец Пётр Максимыч, как получил товар, сразу запер магазин, и в щели между ставен не было видно, что он делает.

– Клеёнку, наверное, меряет, – толковал дядя Зуй, усевшись на ступеньке. – Он вначале её всю перемеряет, сколько в ней метров-сантиметров, а потом продавать станет...Постой, куда, Мирониха, лезешь? Я первый стою.

– Кто первый? – возмутилась Мирониха, подлезая к самой двери. – Это ты-то первый? А я три часа у магазина стою, ножки обтоптала! Он первый! Слезай отсюда!

– Чего? – не сдавался дядя Зуй. – Чего ты сказала? Повтори!

– Видали первого? – повторяла Мирониха. – А ну слезай отсюда, первый!

– Ну ладно, пускай я второй! Пускай второй, согласен.

– Что ты, батюшка, – сказала тетка Ксеня, – за Миронихой я стою.

– Эх, да что же вы, – огорчился дядя Зуй, – пустите хоть третьим!

Но и третьим его не пускали, пришлось становиться последним, за Колькой Дрождевым.

– Слышь, Колька Дрождев, – спрашивал дядя Зуй, – не видал, какая клеёнка? Чего на ней нарисовано: ягодки или цветочки?

– Может, и ягодки, – задумчиво сказал Колька Дрождев, механизатор, – а я не видал.

– Хорошо бы ягодки. Верно, Коля?

– Это смотря какие ягодки, – мрачно сказал Колька Дрождев,– если чернички или бруснички – это бы хорошо. А то нарисуют волчию – вот будет ягодка!

      – Надо бы с цветочками,– сказала тётка Ксеня,– чтоб на столе красота была.

      Тут все женщины, что стояли на крыльце, стали вздыхать, желая, чтоб клеёнка была с

цветочками.

      – А то бывают клеёнки с грибами,– снова мрачно сказал Колька Дрождев,– да ещё

какой гриб нарисуют. Рыжик или опенок – это бы хорошо, а то нарисуют валуёв –смотреть противно.

– Я и с валуями возьму,– сказала Мирониха,– на стол стелить нечего.

Наконец дверь магазина загрохотала изнутри – это продавец Пётр Максимыч откладывал внутренние засовы.

2

      А в магазине было темновато и холодно. У входа стояла бочка, серебрящаяся изнутри селёдками. Над нею, как черные чугунные калачи, свисали с потолка висячие замки. За прилавком на верхних полках пасмурно блестели банки с заграничными компотами, а на нижних, рядком, стояли другие банки, полулитровые, наполненные разноцветными конфетами. При тусклом свете ириски, подушечки и леденцы сияли за стеклом таинственно, как самоцветы.

В магазине пахло клеёнкой. Запах селёдки, макарон и постного масла был начисто заглушён. Пахло теперь сухим клеем и свежей краской. Сама клеёнка лежала посреди прилавка, и, хоть свернута была в рулон, верхний край все равно был открыт взглядам и горел ясно, будто кусок неба, увиденный со дна колодца.

– Ох, какая! – сказала тетка Ксеня.– Поднебесного цвета!

А другие женщины примолкли и только толпились у прилавка, глядя на клеёнку. Дядя Зуй дошел до бочки с селедками, да и остановился, будто боялся подойти к клеёнке.

      – Слепит! – сказал он издали.– Слышь, Колька Дрождев, глаза ослепляет! Веришь или нет?

      И дядя Зуй нарочно зажмурился и стал смотреть на клеёнку в узкую щелочку между век.

      – Кажись, васильки нарисованы,– хрипло сказал Колька Дрождев,– хоть и сорная трава, но голубая.

Да, на клеёнке были нарисованы васильки, те самые, что растут повсюду на поле, только покрупнее и, кажется, даже ярче, чем настоящие. А фон под ними был подложен белоснежный.

      – Поднебесная, поднебесная,– заговорили женщины,– какая красавица! Надо покупать!

– Ну, Максимыч,– сказала Мирониха,– отрезай пять метров.

Продавец Пётр Максимыч поправил на носу металлические очки, достал из-под прилавка ножницы, нанизал их на пальцы и почикал в воздухе, будто проверял, хорошо ли они чикают, нет ли сцеплений.

– Пяти метров отрезать не могу,– сказал он, перестав чикать.

– Это почему ж ты не можешь? – заволновалась Мирониха.– Отрезай, говорю!

– Не кричи,– строго сказал Пётр Максимыч, чикнув ножницами на Мирониху,– клеёнки привезли мало. Я её всю измерил, и получается по полтора метра на каждый дом. Надо, чтоб всем хватило.

Тут же в магазине начался шум, все женщины стали разом разбираться, правильно это или неправильно. Особенно горячилась Мирониха.

– Отрезай! – наседала она на Пётра Максимыча.– Кто первый стоит, тот пускай и берет сколько хочет.

– Ишь, придумала! – говорили другие.– Нарежет себе пять метров, а другим нечем стол покрывать. Надо, чтоб всем хватило.

– А если у меня стол длинный? – кричала Мирониха.– Мне полтора метра не хватит! Что ж мне, стол отпиливать?

– Можешь отпиливать,– сказал Пётр Максимыч, чикая ножницами.

      Тут же все стали вспоминать, у кого какой стол, а Мирониха побежала домой стол мерить. За нею потянулись и другие женщины. В магазине остались только дядя Зуй да Колька Дрождев.

– Слышь, Колька, а у меня-то стол коротенький,– говорил дядя Зуй.– Внучка Нюрка сядет с того конца, я с этого – вот и весь стол. Мне клеёнки хватит, еще и с напуском будет.

      – А у меня стол круглый,– хмуро сказал Колька Дрождев,– а раздвинешь – яйцо получается.

Первой в магазин вернулась Мирониха.

3

– Режь метр восемьдесят! – бухнула она.

– Не могу,– сказал Пётр Максимыч.

 – Да что же это!– закричала Мирониха.– Где я возьму еще тридцать сантиметров?

– Да ладно тебе,– сказал дядя Зуй,– останется кусочек стола непокрытым, будешь на это место рыбьи кости складывать.

– Тебя не спросила! – закричала Мирониха.– Сам вон скоро свои кости сложишь, старый пень!

– Ишь, ругается! – сказал дядя Зуй добродушно.– Ладно. Максимыч, прирежь ей недостачу из моего куска. Пускай не орёт. Пускай рыбьи кости на клеёнку складывает.

      Продавец Пётр Максимыч приложил к клеёнке деревянный метр, отмерил сколько надо, и с треском ножницы впились в клеёнку, разрубая васильки.

– Бери-бери, Мирониха,– говорил дядя Зуй,– пользуйся. Хочешь ее мылом мой, хочешь стирай. От этой клеёнки убыли не будет. Ей износу нет. Пользуйся, Мирониха, чашки на неё ставь, супы, самовары ставь. Только смотри будь осторожна с ней, Мирониха. Не погуби клеёнку!

– Тебя не спросила,– сказала Мирониха, взяла, кроме клеёнки, селёдок и пряников и ушла из магазина.

– Твой кусок, Зуюшко, укоротился,– сказал Пётр Максимыч.

– Ладно, у меня стол маленький... Кто там следующий? Подходи.

– Я,– сказала тётка Ксеня,– мне надо метр семьдесят.

– Где ж я тебе возьму метр семьдесят? – спросил Пётр Максимыч.

– Где хочешь, там и бери. А у меня дети малые дома сидят, плачут, клеёнки хочут.

– Пускай плачут! – закричал Пётр Максимыч.– Где я тебе возьму?

Тётка Ксеня махнула рукой на Петра Максимыча и сама заплакала.

– Вот ведь дела,– сказал дядя Зуй,– с клеёнкой с этой! Ладно, Максимыч, прирежь и ей недостачу, мне небось хватит. А то клеёнка, дьявол, больно уж хороша, женщине и обидно, что не хватает... Теперь-то довольна, что ль, тётка Ксеня, или не довольна? А клеёночка-то какая – прям искры из глаз. Какая сильная сила цвета. Постелишь её на стол, а на столе – цветочки, ровно лужок... Кто там следующий? Манька Клеткина? А какой у тебя, Манька, будет стол?

– Не знаю,– тихо сказала Манька.

– Так ты что ж, не мерила, что ль?

– Мерила,– сказал Манька ещё тише.

– Ну, и сколько получилось?

– Не знаю. Я верёвочкой мерила.

Манька достала из кармана веревочку, узлом завязанную на конце.

– Вот,– сказала она,– у меня такой стол, как эта верёвочка.

– Как верёвочке ни виться,– строго сказал Пётр Максимыч,– а концу всё равно быть.

      Он приложил деревянный метр, померил Манькину веревочку и сказал:

– Опять нехватка. Метр семьдесят пять.

– Эх,– махнул рукой дядя Зуй,– прирезай недостачу от моего куска, режь на всю верёвочку. А ты, Манька, горячие кастрюли на клеёнку не ставь, ставь на подложку.Поняла, что ль? Сделай подложку из дощечки.

– Поняла,– тихо сказала Манька,– спасибо, батюшка.

– Или того лучше, Манька. Ты ко мне забеги, я тебе готовую подложку дам... Кто следующий-то там?..

Дело в магазине пошло как по маслу. Пётр Максимыч только чикал ножницами, и через десять минут от дядизуевой клеёнки почти ничего не осталось. Но эти десять минут дядя Зуй не терял даром. Он расхваливал клеёнку, жмурился от силы цвета, сомневался: не заграничная ли она? Не американская ли?

4

      – Ну, Зуюшко,– сказал наконец Пётр Максимыч,– клеёнка эта пока не американская.

Наша клеёнка, советская. И у тебя от этой клеёнки осталось как раз двадцать сантиметров.

– Чтой-то больно мало.

– Так выходит. Двадцать сантиметров тебе, полтора метра Кольке Дрождеву.

– Может, какие-нибудь есть запасы? – намекнул дядя Зуй.– Для близких покупателей?

– Запасов нету,– твёрдо сказал Пётр Максимыч.– И в скором времени не предвидится.

– Видишь ты, нету запасов. Ну ладно, давай режь двадцать сантиметров.

      – На кой тебе двадцать-то сантиметров? – хрипло сказал Колька Дрождев, механизатор.– Отдай их мне.

– Не могу, Коля. Надо же мне хоть маленько. А то ещё Нюрка ругаться будет.

– Больно уж мало,– сказал Колька Дрождев.– Двадцать сантиметров, чего из них выйдет?

– Я из них дорожку сделаю, постелю для красоты.

– Какая там дорожка, больно узка. А Нюрке мы конфет возьмем, чего ей ругаться?

– Это верно,– согласился дядя Зуй.– Когда конфеты – чего ругаться? Забирай.

– Если б валуи какие были нарисованы,– толковал Колька Дрождев,– я б нипочем не взял. А это всё ж васильки.

– Верно, Коля,– соглашался дядя Зуй.– Разве ж это валуи? Это ж васильки голубые.

– А с валуями мне не надо. Ну, с рыжиками, с опенками я бы ещё взял.

– Ты, Колька, береги клеёнку-то,– наказывал дядя Зуй.– Не грязни её, да папиросы горящие не клади, а то прожжёшь, чего доброго. Ты папиросы в тарелочку клади, а то наложишь на клеёнку папирос – никакого вида, одни дырки прожжённые. Ты лучше,Колька, вообще курить брось.

– Бросил бы,– ответил Колька, заворачивая клеёнку,– да силы воли не хватает. К ужину в каждом доме Чистого Дора была расстелена на столах новая клеёнка. Она наполняла комнаты таким светом и чистотой, что стёкла домов казались чисто вымытыми. И во всех домах стоял особый клеёночный запах – краски и сухого клея.      Конечно, через месяц-другой клеёнка обомнётся. Колька Дрождев прожжёт её в конце концов горящей папиросой, пропадет особый клеёночный запах, зато вберёт она в себя запах тёплых щей, калиток с творогом и разваренной картошки.

Юрий Коваль

Для справки: Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995) – советский и российский писатель и поэт, сценарист, художник, скульптор, автор и исполнитель песен. Один из известнейших детских писателей русскоязычной литературы.

ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

      В рассказе «Клеенка» Ю.Коваль повествует о том, как в магазин привезли особенный товар,  который каждый в селе хотел купить. Образ клеенки трансформируется на протяжении всего рассказа. Больше всех, казалось бы, о клеенке мечтал дядя Зуй. Он размышляет, что на ней: ягодки или цветочки. Все с охотой включаются в обсуждение, какая клеенка лучше. Автор делает акцент на ее рисунок: «поднебесная», «васильки нарисованы», «глаза ослепляет». Клеенка – это символ радости и счастья. Могут ли люди делиться радостью? Могут ли своим поступком сделать счастливым другого человека? Над этими вопросами заставляет нас задуматься автор. Ю.Коваль хочет привлечь внимание читателя к проблеме взаимоотношений людей.

    Рассказ делится на 4 смысловые части. В первой части  ожидание тайны и  долгожданной радости усиливается диалогом между персонажами: они перепираются, кто первый в очереди, представляют расцветку клеенки. Даже задумчивый, неразговорчивый и мрачный Колька Дрождев включается в спор: «нарисуют волчию – вот будет ягодка».

    Во второй части предмет вожделения появляется перед глазами собравшихся и поражает своей красотой. Автор подчеркивает не только цвет клеенки ( «поднебесного цвета»), но и запах («»пахло сухим клеем и свежей краской»). Темнота и холод, тусклый свет и пасмурный блеск  в магазине окрашены волшебным ярким цветом клеенки, которую сравнивает автор с кусочком неба. И в этот напряженный момент все: и  селедка в бочке, и черные чугунные калачи, и  висячие замки, и банки «с заграничными компотами», и разноцветные подушечки и леденцы, - были озарены голубизной клеенки, верхний край которой «был открыт взглядам и горел ясно». А самое главное – васильки… От волнения голос Кольки становится хриплым: «хоть сорная трава, но голубая». Пораженные великолепием этого зрелища, люди вступили в куплю-продажу. Да дело оказалось хитрым: продавец, Петр Максимыч, решил всем подать одинаковый отрез, а столы у всех оказались разными… Автор неслучайно так ярко и образно расписал клеенку. В тексте много эпитетов: голубая, поднебесная. Благодаря им мы образно и ярко видим изображаемые предметы. Автор использует много сравнений: « будто кусок неба», «прям искры из глаз», «цветочки, ровно лужок». Метафоры «пасмурно блестели», «край горел», «глаза ослепляет» позволяют передать чувства и настроения героев.

       В третьей части Ю.Коваль рассказывает о том, как делили клеенку. Важность и ответственность момента передана художественной деталью – ножницами, которые «нанизал на пальцы и почикал в воздухе» продавец. Делает он это несколько раз тоже неслучайно, потому что мы видим, как растет напряжение: всем ли достанется такая неземная красота. Каждый хочет получить столько, сколько нужно: «дети малые…клеенки хочут». Решение приходит неожиданно: дядя Зуй отдает от своей доли всем. Он просит: «прирежь недостачу из моего куска».  Получают клеенку и Мирониха, и тетка Ксеня, и Манька, и Колька Дрождев.  Остается без покупки только дядя Зуй.

     Четвертая часть текста  – самая наряженная. «Ну, Зуюшко,…у тебя…от этой клеенки осталось как раз двадцать сантиметров», - говорит главному герою Петр Максимович.  И рождается мечта – «я из них дорожку сделаю, постелю для красоты». Но кусочек мечты отдал Зуй своему приятелю Кольке да наказ дал – не грязнить ее. Для каждого он нашел добрые слова, расхваливал клеенку, делился радостью и не жалел о своем отрезе, потому что делал всех довольными. Да и дело-то ведь не в клеенке, а в умении быть счастливым от того, что сделал счастливыми других. В этом заключается основная мысль текста.

    Кроме этого, дополняет картину линейная композиция, позволяющая увидеть события рассказа последовательно.

    В рассказе несколько действующих лиц. Главные из них – дядя Зуй, Колька Дрождев, второстепенная роль отведена Петру Максимовичу, Миронихе, Маньке, тетке Ксене. Отношение автора к персонажам неоднозначно: он проникается уважением к дяде Зую, осуждает в душе Мирониху, жалеет Маньку, осуждает Кольку, настороженно относится к Петру Максимовичу. Мирониха, получив долю от отреза дяди Зуя, не унимается, называет его старым пнем, на его советы грубо заявляет: «Тебя не спросила». А на лице дяди Зуя светится улыбка. Может быть, поэтому устами продавца он ласково назван Зуюшко?

    Говоря о главном герое, невольно вспоминается другой персонаж произведения А.Платонова «Юшка». Сходство улавливается в том, что Юшка тоже отдавал последнее людям, уносил деньги сироте, чтобы она могла есть сахар, в котором он отказывал себе.

   Важную роль в отрывке играет финал рассказа. «К ужину в каждом доме Чистого Дора была расстелена на столах новая клеёнка. Она наполняла комнаты таким светом и чистотой, что стёкла домов казались чисто вымытыми. И во всех домах стоял особый клеёночный запах – краски и сухого клея».      Эти слова отражают мысли автора о том, насколько счастливы люди, если с ними поделились радостью, о важности искренних взаимоотношений людей, о необходимости нести другим доброту и свет.

 

Творческое задание

Перед вами 5 стихотворений, написанных в стиле японской классической поэзии хайку современным автором по мотивам пяти произведений русской классической литературы XIX–XX веков. Ваша задача – определить, какому произведению посвящено каждое хайку, назвать автора и жанр каждого произведения. После этого попробуйте самостоятельно написать 3 стихотворения-хайку, руководствуясь аналогичным принципом, то есть используя значимые подробности и цитаты из произведений русской классики. Также не забывайте о соблюдении формальных признаков стихотворения-хайку.

ОТВЕТЫ:

1. А.С.Пушкин «Повести Белкина» («Метель»), повесть

1) Страшен зимнею ночью

Путь к одинокому храму.

О, не пугайся снов!

2. Н.В.Гоголь «Ревизор», комедия

2) Слух о возмездии лжёт –

Вы, господа, обознались.

Немая сцена.

3.А.С.Пушкин «Евгений Онегин», роман в стихах

3) Если сосед приглянулся,

Делать навстречу шаг

Стоит ли первой, о дева?

4. М.Ю.Лермонтов «Мцыри», поэма

4) В стенах монастыря

Родину я позабыл,

Но не забыл свободу!

5.Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», повесть

5) Дорого ль стоят цветы?

Знает ответ могила

Под дубом большим у пруда.

Максимальное количество баллов – 30.

Итого: максимальное количество баллов за два задания – 100.

ХАЙКУ

Н.В.Гоголь «Невский проспект», повесть

1.      Все обман и ложь…

Бездушны люди здесь…

Не верьте Невскому проспекту!

 

А.А.Ахматова «Реквием», поэма

 

2.      Безвинная Русь

Корчилась и страдала…

0, горе матери!

 

И.А.Гончаров  «Обломов»

 

3.       В чем жизни идеал?

Душа его светилась…

Удобство и покой…

 

 


 Прием «Ассоциации»

Индуктор

- Перед вами фотография писателя Виктора Федоровича Потанина.


-Какие ассоциации возникают у вас, глядя на портрет Потанина?

Учащиеся. Малая родина, деревня, природа (леса, реки, озера), добро, патриотизм.

 Социализация

-Какое первое впечатление складывается о писателе?

Учащиеся. Первое впечатление о писателе, что это простой человек, любящий место своего рождения, свою деревню, свой край.

 Разрыв

Потанин, действительно, был патриотом своей земли, своего родного края. Предлагаю вам окунуться в красоту природы, и «посетить родные места» писателя









1.Личность и судьба Сергея Васильева  (К 100-летию со дня рождения)

«Жил человек, судьбы хозяин …»

Я верю, что правду нельзя схоронить.
          Рассеяв туман, одолев расстоянья,
          Как гордого солнца упрямая нить,
          Она проникает сквозь время молчанья.
С.Васильев

       2.Есть много поэтов, хороших и разных… А есть такие поэты, произведения которых остаются в нашей памяти навсегда, поэты, чьи имена по праву вошли в золотую сокровищницу русской литературы. Сергей Александрович Васильев – именно такой поэт.

       3.Жизнь и судьба писателей и поэтов неразрывно связаны с судьбой страны. Порой в поисках истины и сами писатели, и поэты часто путаются, ошибаются, но стойко переносят все превратности судьбы. Не баловала судьба и нашего земляка, поэта с мировой известностью, Сергея Васильева.

    4. Родился 17 июля 1911 года. Рано потерял родителей, рос сиротой. Детство его прошло недалеко от Кургана. Жизнь научила его тяжелому крестьянскому труду.

     5.В 1926 году его в Москву увезла старшая сестра Мария. Москва покорила будущего поэта навсегда. В 1928 году поступил в центральный Дом искусств имени Поленова.

     6. О юношеских впечатлениях писал он в своих еще неумелых стихах. Но что-то в них задевало. И Алексей Максимович Горький написал отзыв на рукопись будущего поэта, сказал ободряющие слова. Это окрылило поэта, заставило поверить в себя.

      7. В 1933 году выходит первая книга «Возраст», и он решил: «Писать надо о хорошо знакомом, о пережитом». Вспомнил голубей своего детства. Так родились в 1935 году две небольших поэмы «Голубь моего детства» и «Анна Денисовна», которые возвестили миру, что в литературу пришел большой поэт.

       8.Еще в детстве, в ранней юности, вскоре после Великой Отечественной войны, многие из наших отцов, дедов слышали «Дорожную песню».
                                          


        Любимая, знакомая,

Зеленая, бескрайняя,

Земля родная - Родина!

Привольное житье!

Эх, сколько мною езжено,

Эх, сколько мною видано,

Эх, сколько мною пройдено,

-И все вокруг мое.




   9.В те же далекие годы с эстрады, по радио, на торжественных вечерах звучали стихи о России:


          Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...


     10. Тема советского патриотизма стала определяющей в его творчестве. Она пронизывала все написанное им во время Великой Отечественной войны и после нее до конца жизни. Стихи «Русский человек», «Россия», «Белая береза», поэма «Достоинство».

      11. Сергей Александрович Васильев – участник Великой Отечественной войны, военный корреспондент фронтовых и центральных газет, трижды орденоносец, лауреат Государственной премии имени М.Горького, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, Почетный Гражданин города Кургана.

     12.С.Васильев много ездил по родной стране, особенно любил бывать в Кургане. В 1946 году он впервые через 20 лет после отъезда в Москву приехал в родной Курган и написал замечательное стихотворение «Прямые улицы Кургана». С тех пор приезжал сюда постоянно.

13.    Город, родной и близкий с детства, завораживал поэта, вызывал чувство восхищения и радости, чувство единения с малой родиной:

Кургана улицы прямые,

Увидев вновь вас, понял я

С особой ясностью впервые,

Что это – родина моя!

    14. Образ родины связан у поэта и с «домом, последним с краю», и с вербой, что сторожит его покой, и с «дымом младенчества», и «с прахом родительским». Неслучайно в памяти поэта вновь и вновь возникают картины, связанные с давним детством:

Босыми шлепая ногами

По теплой пыли городской,

Здесь я пронес сиротства камень

И холодок любви мирской…

    16. Несмотря ни на что, все вспоминается поэту:  «любые вышки,  любой забор, любой квартал», - все незабываемо и дорого. Сердце поэта переполняет любовь к родным местам, лирический герой хранит в душе грусть и по таким родным деревцам, и по пряслам, и песням родной сторонки. А образ родного дома, семейного очага связан символически с калиткой.

17.  В стихотворении встречается любимый образ  поэта – голуби. О голубях он написал  не одно произведение. Он увлекался птицами всю жизнь. Его дочь Галина вспоминала: «…он был отчаянный голубятник, любимец мальчишек нашего двора на Тверском бульваре. С детства он любил птиц. Умел ловко и точно подражать  птицам: свистал и курлыкал, щелкал и дробью постукивал. То как коростель, то, как соловушка». Голуби в творчестве С.Васильева - это образ далекого детства, символ доброты, веры и мира. Они связывают поэта с родиной, с Курганом. С ними он отдыхал душой.

Здесь дождевой порою вешней

на толстых сучьях тополей

крепил я легкие скворечни,

гонял со свистом голубей.

      18. Поэт с радостью рассказывает о своей давней любви к родному городу, пытается еще раз вслушаться в знакомые с детства звуки: «звон бубенчиков в ночи», «метели посвист ледяной». Еще раз окунается в воспоминания, всматривается в родные до боли образы:  «и телеграфные столбы, и крыш убранство жестяное, …и в небо ввинченный ночное  бурав пожарной каланчи». Поэт чувствует родство с улицами родного Кургана, поэтому ласково сравнивает себя с ними: «как сестрам брат я говорю». Все, что дорого Сергею Васильеву, чем богата его душа, - все дано ему воздухом родины. Стихотворение автор заканчивает с пафосом и величавостью:

.                                            19.          И если ярость азиата

Во мне, как брага, разлита,

Так это ваша виновата

Сквозная даль и прямота.

    20.Таков поэт Сергей Васильев, яркий и искренний, волнующий и близкий. «Светлый голубь русской поэзии».

    21. В 70-ые годы С.Васильев был популярным поэтом, знаменитым еще при жизни.  Его поэзия жива, а сам поэт и сегодня в строю.

         Жил человек, судьбы хозяин,
          С красивой гордой головой,
          А стал легендою, изваян
          Из непогоды ветровой.
  

МАСТЕР-КЛАСС  «Воспеваю то, что вечно ново…» 

или «В гости к Поэту… »

1 СЛАЙД

Падерина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Раскатихинская СОШ»

2 СЛАЙД    Мотивационный вызов – побуждение к работе с новой информацией

Дорогие ребята, как часто Вам приходится принимать гостей?

А как  Вы думаете, зачем мы ходим в гости?

На этот вопрос можно не отвечать, но зафиксировать ответ в памяти.

Мы вернемся к этому вопросу в конце Мастер-класса.

3 СЛАЙД

- Готовясь к Мастер-классу,  я провела небольшое исследование. Вы видите самые популярные каналы в сети Интернет. Что эти каналы объединяет?

Название канала

Ведущие

Сайт

«Народы России: культура и литература»

Александр Исаков

Zen.yandex.ru

«Оля и ее библиотека»

Ольга Кудиненко

Telegram

«Arzamas»

Ученые-филологи

Ютуб-канал

«Национальные литературы народов России»

 

Ютуб-канал

 

- Интерес к литературе.

- И не просто к литературе, а литературе национальной.

 

  4 СЛАЙД.

 В нашей стране проживает более 190 народов, крупнейшими из которых являются русские 115млн (80%), татары 5,5млн, украинцы (3млн) и другие. На территории Дагестана проживает много народностей, среди которых аварцы – один из коренных народов Дагестана. Это самый многочисленный народ современного Дагестана. Именно туда мы и отправимся в гости.

 5 СЛАЙД.

Мы с вами в аварском ауле Цада Хунзахского района Дагестана, где родился Расул Гамзатов 8 сентября 1923 года в семье Гамзата Цадасы - народного поэта Дагестана.

Учился он в Аранинской средней школе. В 1939 году окончил Аварское педучилище. До 1941 года служил школьным учителем, затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.

6 СЛАЙД

И сегодня я хочу  с  Вами поговорить  о литературе и не только. Тема нашего мастер-класса «Воспеваю то, что вечно ново…» или «В гости к Поэту… » А вот как трепетно пишет  о своей «малой» родине Расул Гамзатов.

ВИДЕОРОЛИК «О Родине. Расул Гамзатов»

7 СЛАЙД

Перед Вами фотография Расула Гамзатова.

- Что Вы можете сказать о поэте?

Задание фокус-группе:

1.     Мотивирующий прием. Напишите ассоциативный ряд к этому слову ПОЭЗИЯ.

2.     Клайстер. Запишите  имя поэта  как «сердцевину» кластера.  А вокруг нее – все, что вы знаете о поэте.

Звучит музыка.

8 СЛАЙД

Проверяем работу фокус – группы.

Ассоциативный ряд к слову ПОЭЗИЯ. Озвучьте клайстер.

9 СЛАЙД

Чтение стихотворения «Целую, низко голову склоня…»

10 СЛАЙД

Задание:

- Что провозглашает поэт в этом стихотворении?

- Назовите слова, в которых переданы разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности.

Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Он мог  писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи.  Его творчество  разнообразно, но почти каждое стихотворение имеет  глубокий философский смысл.  Иногда тонкая лирика, казалось бы,  интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье.

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

11 слайд

Задание для фокус-группы:

Прочитайте стихи поэта.

Воплощена в трех женщин жизнь моя,

В одну из них влюблен безумно я,

Да вот беда: прекрасная, она

Со мною равнодушно холодна.

А женщина другая прямиком

Ко мне бежит по снегу босиком,

Но не мила она мне, не мила

И никогда желанной не была.

А третья – незнакомка – шепчет мне:

– Забудь тех двух и в яви, и во сне,

Со мной познаешь рай наверняка,

Смотри, как я красива и легка.

И сладостно и страшно. Кто она?

Стоит за ней Аллах иль сатана? (Козловский Яков)

Задание для фокус-группы:

Прочитайте стихи поэта.

Ни от кого любви своей не прячу,

Я по законам времени живу.

Когда смеются все, я горько плачу,

Когда все спят, я брежу наяву.

Страсть двух сердец не подлежит обману,

Желаньям я веду обратный счет.

Один твой взор залечит даже рану,

И насмерть неожиданно убьет.

Как новый нищий я стою у стенки,

Забытым чувствам не вернуться вновь!

Не знает распродажи и уценки

Тобою унесенная любовь.( Перевод Алексея Бинкевича)

12 СЛАЙД

Учитель: В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА КАЖДОГО ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ?

Выступление учеников. Мы с удовольствием послушаем выступление фокус – группы.

 

13 СЛАЙД

Таким образом, Р.Гамзатов женщин хорошо знал,  понимал, как никто, быть может, умел любить и воспевал так,  что можно сказать: женская тема - одна из центральных  в его творческом наследии . На женские темы Р.Гамзатов писал много и на протяжении всей своей жизни : «Горянка», «Зарема», «Целую женские руки», «Берегите матерей»… - вот неполный перечень произведений  поэта, которые он  посвятил женщинам. Здесь и любовная лирика, и стихи о женской доле, о трагических судьбах горских  поэтесс.

14 СЛАЙД

Сегодня мы побывали в гостях в сказочном уголке России. На  зеленых холмах и в долинах  стремительных рек, на гребнях гранитных скал и вблизи обветренных утесов – повсюду разбросаны в горах каменные аулы. Это и есть Дагестан, что в переводе означает «Страна гор». Люди здесь славятся  щедростью сердец, гостеприимством, верностью и дружбой. Природа и суровые условия наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость и долготерпение.

Слайд 15. Рефлексия.

 Прием «Синквейн»

Наш мастер-класс подошёл к концу. Все задания, предложенные мною, вы выполнили, я Вам благодарна за сотрудничество.  Я предлагаю фокус-группе подвести итоги мастер-класса и составить синквейн.

Поэзия

Яркая мелодичная

Читать учить наслаждаться

Гамзатов – певец любви

Задание залу: ответить на вопросы, выбрать нужный ответ.

Уважаемые коллеги! Вернемся к началу нашего разговора. Вспомните заданный Вам вопрос «Зачем мы ходим в гости»?

Можете снова не отвечать на него.

Я хочу пожелать Вам больше позитивных эмоций, хорошего настроения, ярких жизненных моментов, счастливого выражения лица  и удачных знакомств. Подумайте, сколько разных и интересных поэтов и писателей ждут с вами встречи, они могли  бы многое нам рассказать.

16 слайд  Спасибо за внимание.

 

КИМы для оценки достижения предметных

и метапредметных результатов по разделу

«Устное народное творчество»

на уроке литературы в 5 классе.

Данные контрольно-измерительные материалы можно использовать, работая с любыми учебниками по литературе для 5 класса, которые соответствуют программе общеобразовательных учреждений по  литературе и включены в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ к использованию в школе.

 Актуальность данного вида контроля несомненна: учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену, ставшему обязательным в нашей стране.

Структура КИМов для 5 класса соответствует структуре аналогичных материалов ОГЭ, что позволит начать подготовку к экзамену заранее.

 Содержание заданий опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы, соблюдает принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся.  Материалы  помогут осуществить  индивидуальный  контроль знаний при закреплении полученных знаний на уроках; пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ЕГЭ в 10–11 классах в качестве повторения пройденного материала.

В конце  ко всем тестам  приведены ответы.

 Тематические тесты содержат 10  вопросов и 1 задание С.

Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

На выполнение тематических тестов отводится 45 минут.

Вариант 1

 Прочитайте приведённый ниже фрагмент  текста и выполните задания.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

 

 

 

 

Ответы на задания B1-B10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. К какому жанру фольклора относится произведение, отрывок из которого приведён здесь?
В2. К какому виду сказок относится данная сказка?

В3. Как называется часть сказки, образец которой представлен здесь?

В4. Какой приём используется в данном отрывке, который украшает сказку, придаёт напевность?

В5. Как называются эпитеты, использованные в словосочетаниях: «топкое болото», «широкий двор», «тугие луки», «у красного крыльца»?

В6. Какое сказочное число встречается в этом отрывке?

В7. Как называется часть сказки, которая прямо противоположна зачину?

В8. Где нашёл свою стрелу Иван-царевич?

В9. Каким был первый приказ царя для жён своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка»?

В10. Какую пословицу употребляла Василиса Премудрая, когда Иван-царевич возвращался домой с царским приказом?

Ответ на задание С необходимо дать в виде связного текста в объёме 5-10 предложений.

  С. Каким предстаёт перед нами царь в данной сказке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент  текста и выполните задания.

 

Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну - только мокренько будет!

Вышел тут Иван - крестьянский сын, из-под моста и говорит:

- Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.

Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на задания B1-B10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. К какому жанру фольклора относится произведение, отрывок из которого приведён здесь?

В2. Кто является автором сказки?

В3. Как называется средство художественной выразительности: «кругом земля простонала», «воды взволновались».

В4. К какому жанру устного народного творчества относится следующее высказывание: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его».

В5. Как называются эпитеты в следующих словосочетаниях: «мечи булатные», «ясный сокол», «черный ворон», «доброго молодца», «чудо-юдо поганое»?

В6. Сколько раз повторяется событие, описанное в данном отрывке?

В7. Чем отличаются друг от друга повторяющиеся события?

В8. Какие качества героев данного отрывка вызывают симпатию, а какие – неприязнь?

В9. Кого из героев в данном отрывке можно назвать безответственным?

В10. Какие примеры фантастического мы наблюдаем в данном отрывке?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ на задание С необходимо дать в виде связного текста в объёме 5-10 предложений.

  С. Каким мы видим Ивана в данном отрывке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

Вариант 1

B1. Сказка

B2. Волшебная

B3. Зачин

B4. Повтор

B5. Постоянные эпитеты

B6. Три

B7. Концовка

B8. В топком болоте

B9. Испечь каравай

B10. Утро вечера мудренее

 

Вариант 2

B1.  Сказка

B2. Народ

B3. Олицетворение

B4. Пословица

B5. Постоянные эпитеты

B6. Трижды

B7. Количеством голов чуда-юда

B8. Мужество, ответственность Ивана вызывают симпатию, а хвастовство, грубость чуда-юда – неприязнь.

B9. Старшего брата

B10. Чудо-юдо разговаривает 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий