Педагогическая олимпиада.Русский язык -2017

Конкурсное задание по русскому языку
Падерина И.А,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Раскатихинская СОШ»
Притобольного района
Курганской области

Не случайно одним из самых ярких
выразителей этой эпохи стал Горький.
Все в нем соединилось в гремучую смесь:
любовь к человеку и ненависть к людям,
 поиски Бога и антихристианство,
 воля к жизни и воля к самоуничтожению,
 любовь к России и описание
«свинцовых мерзостей» ее.
 Жалость и жестокость.
Здоровье и «декаданс». Все, все, все.

ГОРЬКИЙ, «Молодая гвардия» М. 2005,
(Жизнь замечательных людей).
Актуальна ли классика сегодня? Являются ли герои классических книг идеалом для подражания? Строит ли современный человек свою жизнь, помня заветы великих классиков?
Задумываясь над этими вопросами, чаще приходишь к неутешительным выводам: литература реже стала волновать, воспитывать, формировать идеалы молодого поколения.
В творчестве любого писателя чем-то мы восторгаемся, а что-то не можем принять своим сердцем. Одно произведение оставит нас равнодушными, а другое заставит вернуться к его страницам не один раз.  И это характерно для огромного и разнообразного наследия Максима Горького. Романтические песни и легенды раннего Горького оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом, покоряют читателей светом любви, преображающей душу героев. Молодежь в восторге читают историю любви свободных и гордых Лойко и Радды, любуются старухой Изергиль, как будто тоже взятой из романтической сказки или легенды, по достоинству оценивают героев, которым свойственны такие качества, как любовь, честность, порядочность, любовь к Родине, уважение, терпение, а главное – сила характера, действующая во имя добра.
Умение понимать прочитанное, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные вопросы для современного человека. Именно этому и учит классика.
Автор текста заставляет нас задуматься о том, важно ли нам сегодня понимать и принимать творчество писателя, «буревестника русской революции». В статье поставлена проблема утраты духовных ценностей. «Была ли великая русская литература, русская интеллигенция, русская революция? Был ли, в конце концов, сам Горький?» - с такими вопросами обращается рассказчик к читателям. Позиция автора статьи понятна и открыта: надо попытаться понять творчество Горького как художественное явление, несмотря на его идеологические взгляды.
В статье приводятся примеры афоризмов Горького из его произведений. Как пословицы вошли в наш язык выражения: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!», «Рожденный ползать – летать не может!», «Превосходная должность – быть на Земле Человеком». Автор отмечает: «Максим Горький обогатил советскую разговорную речь десятками цитат». Действительно, такая  возвышенность, яркость и метафоричность раннего творчества – это подлинное искусство писателя. Конечно, не только талант сделал Максима Горького общепризнанным писателем. Немаловажное значение имело и то, что он был выразителем советской эпохи, певцом революции и основоположником «социалистического реализма». Автор замечает, что привлекало в пролетарском писателе и его происхождение, и его босячество, «большая трудовая биография, огромный опыт странствий по России». В статье автором тонко отмечена черта характера писателя – «самоироничность». Она и вызывает уважение к Горькому и признание его творчества.
Говоря о заслугах Горького, автор понимает, что сейчас творчество писателя не каждый принимает и понимает, да и имя его упоминается не часто. «От всего этого осталось очень мало», - подводит итог автор. «А был ли мальчик?»… Осталась фраза, не дающая покоя автору, заставляющая читателей всерьез задуматься над наследием, оставленным нам потомками.
       Я полностью согласна с мнением автора. Нельзя отбросить за ненадобностью творчество Горького. Нельзя видеть в нем только идеолога революции и советской власти. Творчество его противоречиво. Говоря о М.Горьком, часто вспоминают слова Рабиндрана́та Таго́ра, индийского писателя: «Перед ошибками захлопываем дверь, в смятеньи истина: «Как я войду теперь?» Как бы мы не оценивали взгляды писателя, мы должны уважать его заслуги, помнить о том, что много поколений выросло на примере судеб произведений Горького. Время все расставит на свои места, нужно только не утратить духовные ценности, переданные нам предками, не «захлопывать  двери» перед героями классической литературы, дающей ответы на вечный вопрос: что есть истина?  Возможно, изучение произведений Горького и будет первым шагом к  возрождению истины.
       Попытаюсь доказать свою точку зрения, опираясь на произведения М.Горького. Я не буду говорить о романе «Мать», где ярко показано становление Павла Власова как революционера, где мы находим пример самопожертвования матери ради сына. Судьбы таких произведений связаны с временем революции, с исторической действительностью. Но это и история духовной жизни  самого Горького, передача его жизненного и духовного опыта, его отношение к революции и с революцией. Я остановлюсь на «хрестоматийных» школьных произведениях.
       В пьесе «На дне» прозвучал вопрос: что лучше сладкая ложь или горькая правда? А разве мы, сегодняшние, не ломаем голову над вопросом о правде? Разве нас не волнует, что такое добро и зло? Странник Лука – добрый, снисходительный, терпимый, отзывчивый, готовый в любую минуту каждому прийти на помощь. Страдающим ночлежникам он необходим, потому что им необходимо утешение от бед и горя. Горький создает противоречивый образ утешителя Луки: с одной стороны, он заставляет задуматься над собственной судьбой, поверить в силы и возможности человека, с другой стороны, его добрые качества играют злую шутку над героями. Ночлежники пытаются судить Луку, но Горький не позволяет этого.  Благодаря Луке просыпается духовное сознание Сатина, именно его устами автор произносит монолог о Человеке. Я считаю, что и сегодня вопросы о смысле жизни, о правде, о человеке, поднятые Горьким, актуальны и вечны, как вечен мир, в котором мы живем. Автор предупреждает читателей о том, что неверие в свои силы, потеря надежды, равнодушие к своей судьбе, ведут к гибели. Так можно ли перечеркнуть прозорливость писателя, забывая о его творчестве сегодня?
     Хочется вспомнить рассказ из раннего творчества Горького «Челкаш». Главный герой – человек из низов, вор, пьяница, одинокий и затравленный всеми, но гордый и неподкупный. Второй герой Гаврила – добрый внешне, слабый, тихий, но готовый убить ради наживы. С презрением Челкаш бросает деньги Гавриле. Писатель подчеркивает: при любых обстоятельствах надо оставаться человеком, не нарушить нравственную заповедь «Не убий!» При любых разворотах исторических событий, крутых сдвигах в судьбе страны надо оставаться человеком. Именно этому учит нас Горький.
     Разразившаяся в стране революция встает перед читателем и со страниц романа Б.Пастернака «Доктор Живаго», в котором автор уделяет внимание тому, что человек, судьба которого разрушена стихией,  должен принять этот мир, каким бы сложным он ни был. Ведь самое главное – это жизнь, которая сама по себе уже несет начало обновления, дает свободу и полноту восприятия мира.
      В этом понимании жизни  взгляды писателей похожи. Хотелось бы, чтобы сегодня мы находили ответы на вечные вопросы в книгах любимых авторов. Классическая литература, конечно, влияет на людей положительно. Она связана с историей нашей страны, открывает что-то новое в понимании водоворота событий, дарит необыкновенное наслаждение. Прочитав произведения писателей-классиков, мы становимся мудрее, черпаем жизненный опыт. Таким образом, возвратить духовность, понять культуру своей страны, не потерять нравственные ориентиры поможет классика, которая  актуальна во все времена. Книга во все времена - друг, советчик, источник знаний.

     Вернемся к Горькому. Принимать или не принимать его творчество? Я всегда считаю – принимать, изучать, понимать, а главное – читать. Закончить хочется словами Горького: «Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком». В этом афоризме и содержится ответ на вопрос времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий