Предметная олимпиада. Литература.2021 г

 Педагогическая олимпиада по литературе

2021/2022 учебный год

Падерина Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Раскатихинская СОШ» Притобольный район

Irina-1964-2011@mail.ru

89638685244

Задание 1

На просторах интернета довольно часто можно встретить тематические книжные списки: «10 лучших детских книг», «Пятёрка лучших романов Агаты Кристи», «7 лучших биографий», «15 человек на сундук мертвеца: 15 лучших книг о пиратах» и т.д.

Например, сайт издательской группы «Эксмо» предлагает список «25 лучших детективов на все времена» со следующей аннотацией: «Сложнейшие загадки и не дающие покоя тайны, колоритные герои и неожиданные сюжетные повороты: хороший детектив никогда не заставит вас скучать. Классические истории о расследованиях строятся по строгим канонам, один из которых – предоставить читателю все факты для того, чтобы он сам мог завершить «дело», так что детективы – это не только хороший способ провести время, но и интеллектуальная разминка. Мы собрали 25 знаменитых детективных историй, которые обязательно стоит прочитать».

Мы предлагаем вам составить собственный список (до 10 книг),посвящённый одной из самых актуальных тем последних двух лет – самоизоляции, – для размещения на портале крупного книжного издательства, сетевого литературного сообщества или научно-просветительского интернет-проекта.

Вспомните авторов, чья биография каким-то образом связана с актуальной сегодня темой; произведения, где так или иначе рассматриваются различные варианты изоляции и самоизоляции; героев русской и мировой литературы, которые по своей воле или волею обстоятельств оказываются в похожих условиях.

Для каждого выбранного произведения или автора составьте краткую аннотацию, в которой будет обоснован ваш выбор. Также составьте общую аннотацию для списка, придумайте ему оригинальное название, объясните актуальность темы и постарайтесь заинтересовать потенциального читателя.

ОТВЕТ

Список, посвящённый одной из самых актуальных тем последних двух лет – самоизоляции

«Истории знаменитых затворников…»

Аннотация

Предлагаемый список книг для чтения объединяет тема самоизоляции, когда герой оказывается лишенным общения,  запертым в ограниченном пространстве. Среди предлагаемых книг есть произведения и 19, и 20, и 21века, произведения и классической, и русской современной литературы, и зарубежных авторов. Несмотря на эпоху, литература ставит актуальные проблемы своего времени. В современном обществе предложенные произведения, затрагивающие тему самоизоляции, оказались злободневными и популярными. Давайте взглянем на них по-новому!

1.      Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

Главным героям эпистолярного романа Ф.М.Достоевского – Макару Алексеевичу Девушкину и Варваре Доброселовой – пережить страдания повседневности и материальные проблемы помогают письма, которые они пишут друг другу. Из этих посланий мы узнаем их мысли, чувства, понимаем,  насколько они умеют любить и видим трагедию «маленького человека». Письма – единственная радость, которая освещает серые будни и одиночество героев.

2.      И.А.Гончаров «Обломов»

В романе «Обломов» И.А. Гончаров рисует образ ленивого и неспособного к жизни барина, намеренно ушедшего от активной деятельности. Тип героя олицетворяет философское ничегонеделание, осознанное отчуждение от окружающей среды, которую отвергают душа и ум провинциальных молодых людей, приехавших в столицу. Лежание на диване погружает Илью Ильича в мечты и грезы. «Голубиная нежность» делает его лучше и чище тех, кто пытается вести активный образ жизни: «душа так открыто и ярко светилась в глазах». Не имеющий предшественников, тип этого героя остался уникальным в русской литературе.

3.      Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе Толстого «Война и мир» старый князь Волконский живет в деревне, педантично распределяет свое время, не выносит праздности и нарушения установленного порядка. Он не общается ни с кем, требователен к себе и окружающим, умен, горд и сдержан в проявлении чувств. Несмотря на уединение, Николай Андреевич сохраняет интерес к политическим и общественным событиям России. Именно это скрашивает его добровольное затворничество.

4.      М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

«Жил – дрожал, и умирал – дрожал» - жизненный девиз «просвещенного, умеренно-либерального» героя рассказа М.Е.Салтыкова-Щедрина. Напуганный предостережениями отца об опасности угодить в уху, пискарь решил, что «надо так прожить, чтобы никто не заметил». Вырыл он яму, с трудом там поместился, не завел ни друзей, ни подруг, ни семьи и дрожал. Образ пискаря выражает бессмыслицу самосохранения. Проблема самоизоляции, наверное, злободневна во все времена. В газете «Русские ведомости» было отмечено: «Все мы более или менее пискари».

5.      А.П.Чехов «Ионыч»

Главный герой рассказа А.П.Чехова Дмитрий Ионыч Старцев ради богатства и наживы отгораживается от мира людей. Такой образ жизни не сделал доктора счастливым. Его искренне недолюбливают, он разбогател, владеет громадную практику, но жадность не позволяет бросить земское дело. Любимым занятием для него становится пересчитывание  денег.  Из перспективного и грамотного доктора   молодой человек превращается в обрюзгшего и жадного Ионыча. Автор с отвращением относится к герою, потому что он ведет жалкое существование и становится черствым и скучным.

6.      А.И.Куприн «Олеся»

В повести А.И.Куприна «Олеся» главная героиня живет в лесу среди природы, где чувствует себя в безопасности больше, чем в мире людей. Она с радостью наблюдает за птицами, любуется каждой травинкой. Гармония человека и природы достигается тем, что сама Олеся – дитя природы. «Нам люди не нужны,» - так говорит старая Мануйлиха. Люди несут боль, страдания, гибель, поэтому приходится жить дальше от них. Мир природы, отторжение от людей, уединение и  одиночество Олеси противопоставлены цивилизованному миру Ивана Тимофеевича. Счастье в душном  и тесном городе невозможно, поэтому Олеся выбирает самоотречение и независимый образ жизни.

7.      В.Г.Распутин «Фотография, на которой меня нет»

В произведении В.Г.Распутина «Фотография, на которой меня нет» главный герой был изолирован «глухой зимою» от людей из-за болезни. Чтобы развеять скуку, рассматривал соседские окна: «по окну…можно определить, какая здесь хозяйка». Потом любовался ожившими фикусами. Радостным событием заточения мальчугана был приход учителя и подаренная им фотография. На всю жизнь она стала для героя символом дружбы и человечности.

8.      Д.Дефо «Робинзон Крузо»

В романе Дефо мы видим настоящего затворника, изолированного от цивилизации бурной стихией. Он один спасся во время шторма. Первую ночь проводит на дереве, а после строит себе надежное, безопасное жилье. Сноровка, удаль, терпение и мастерство Робинзона Крузо позволяют соорудить календарь, чтобы не затеряться во времени, верить в будущее, несмотря на одиночество и тоску. Его самоизоляция наполнена трудом и полезным досугом. Когда он встречает Пятницу, жизнь наполняется новым смыслом: помочь другу овладеть навыками цивилизации. Много увлекательных приключений выпало на  их долю. Только через 28 лет Робинзон Крузо возвращается в Англию.

9.      А.Дюма «Граф Монте Кристо»

В романе А.Дюма «Граф Монте Кристо» марсельский моряк Эдмон Дантес попадает без суда и следствия в замок Иф, где проводит много лет, узнает от аббата Фариа тайну клада, зарытого на необитаемом острове Монте-Кристо. Во время заточения узники находят утешение в общении друг с другом. 14 лет герой провел в замке Иф. Найденный клад, месть и расправа над виновными в его судьбе не принесли радости. Обособленная жизнь ждет героя в конце романа: он оставляет ненавистный мир и уплывает на корабле, оставив остров.

10.  Э.Гилберт «Есть, молиться, любить»

В автобиографическом романе  американской писательницы Э.Гилберт героиня, успешная, благополучная женщина, приходит к мысли о неудовлетворенности жизни, о том, что многое сделано не так. Она ставит точку в отношениях с мужем и решается на развод. После развода ее цель – обрести внутреннее равновесие, для этого она забывает прежние привычки, оставляет друзей и близких и отправляется в путешествие за счастьем. Она пытается разобраться в собственной душе, живет в ашраме, медитирует, ищет гармонию. Через год отрешения от прежнего образа жизни возвращается обновленной, ощущает себя «целостным существом».

Задание 2

Напишите сочинение на одну из предложенных тем. Сформулируйте свою

точку зрения и аргументируйте свою позицию, рассуждая в рамках

заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или

мировой литературы по Вашему выбору.

Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Минимальный объём – 250

слов.

1. Школа: дорога туда и обратно.

2. Учитель цифрового века – кто он?

3. Может ли учителю быть стыдно перед своим учеником?

4. Эти три книги сделали из меня педагога.

5. Живёт вольготно, весело российский ученик?..

 

3. Может ли учителю быть стыдно перед своим учеником?

Чтобы не было мучительно больно…

Н.Островский

Каждый день, отправляясь в школу, мы внутренне готовимся к встрече с учениками. Они такие разные, такие непредсказуемые и такие родные…У каждого свой характер, свои взгляды на жизнь, свои авторитеты. Но начинается урок, и десятки пар глаз смотрят на тебя, оценивают каждое сказанное тобой слово, ловят каждый твой жест…Смотришь в из глаза и отмечаешь: Саша глядит внимательно, восторженно смотрит Карина, с интересом наблюдает добрая половина класса…И вдруг натыкаюсь на равнодушный взгляд Данила…Становится неприятно и немного не по себе…Что я сделала не так? Почему ребенку не интересно? И мне стыдно…

Часто ли учителя испытывают чувство стыда перед учеником? Думаю, что не часто. Ведь в большинстве своем учителя не всегда готовы признать свою вину. Мы взрослые, умудренные опытом, знающие свой предмет и уверенные в себе…Мы, по мнению многих, не можем и не должны совершать ошибки.

Какие ошибки, за которые нам может быть стыдно, может допустить в своей практике учитель?

Во-первых, надо уметь держать себя в руках, быть на высоком уровне в  глазах школьников. У всех учителей бывают трудные дни, держать себя в постоянном напряжении невозможно, многие могут сорваться на крик. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и быть спокойным и терпимым – главная задача педагога.

 Во-вторых, надо знать свой предмет хорошо. Бывает так, что дети задают каверзные вопросы не из программного материала. Вопрос задан - учитель не знает ответа. Как вести себя в таком случае? Умейте признать этот факт, пообещайте ответить на вопрос позже. Не стыдитесь того, что не знаете. Гораздо хуже, если не знаете и не хотите узнать.

 В-третьих, не выделяйте любимчиков в классе. Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но не нужно их противопоставлять всем, не надо поощрять их  так, как никого другого из класса. Будьте честны со всеми учениками и уделяете каждому внимание. Главное – хвалите всех детей и любите их всем сердцем.

В-четвертых, помните, что вы – пример для ваших учеников. Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение»  Сложна  учительская профессия, я думаю, и тем, что накладывает  отпечаток на все: внешность, речь, поведение, поступки. Ни при каких обстоятельствах нельзя перешагнуть грань допустимого, всегда быть сдержанной, внимательной, любезной. А в деревне учитель всегда на виду, каждый видит его за версту. Замечают буквально все: как оделась, прошла по улице, что сказала, отчего засмеялась.

Многие писатели, обращаясь к теме детства, изображали учителей, порою злых и мстительных, но чаще добрых и искренних, а иногда и испытывающих чувство стыда перед учеником.  В литературе можно найти много примеров в подтверждение моих слов.

Достаточно вспомнить знаменитое и многими любимое произведение В.Г.Распутина «Уроки французского». Молодая учительница Лидия Михайловна всеми силами старается помочь своему ученику выжить в чужом городе и учиться. За честность и мастерство в игре его избивали мальчишки. Разглядев старание и способности мальчика, учительница предлагает ему уроки, ставшие для мальчика уроками жизни. Никакие уловки  не помогают ей покормить мальчика, любую помощь он отвергает. Тогда Лидия Михайловна обманом достигает цели: предлагает играть в «замеряшки» на деньги. В этой «честной» игре мальчик получает деньги на молоко и хлеб. Кульминацией рассказа является сцена разоблачения тайны учителя и ученика. Директор заходит в комнату и видит играющих. В душе Лидии Михайловны переворот…Она испытала чувство вины перед мальчиком: из-за ее идеи мальчика могут выгнать из школы! А еще Лидия Михайловна испытывает чувство стыда за директора, злобного, жестокого, прямолинейного, строго следующего предписаниям. Лидия Михайловна не желает оправдываться перед таким человеком, чтоб вернуть себе место. Тематика рассказа актуальна и сегодня. Не стирает время такие ценности как отзывчивость, доброта, сила духа, скромность, любовь к учительской профессии. Именно этими качествами должен обладать учитель, чтобы ему никогда не было стыдно за себя перед учениками.

К сожалению, часто учителя становятся мелочными, скупыми, бесчеловечными под влиянием жизненных устоев. Таким человеком стал герой рассказа В.Ф.Потанина «Легкая». Антонина, героиня повести В.Ф. Потанина, жила среди лесов в маленькой солнечной деревне, в домике с раскидистой зеленью, напоенном теплотой и чистым воздухом.   Молодым специалистом приезжает учитель  в село и попадает квартирантом в дом Антонины.

           Она о своем имени говорит сама: «Я, баба легкая, не сердитая, и имя такое же легкое, тонко-тоненькое…» Легкая в общении, добрая, веселая. Обязана она оставить после себя кого-то, кто доброту ее и великодушие, истину и правду пронесет и дальше жизненными дорогами. Но случилась трагедия – Антонина погибла за колхозное добро.

            Своим рассказом В.Ф.Потанин хочет  убедить читателей, что наше равнодушие, злоба, мещанство, погоня за материальным   благополучием, отказ от духовности  обернется против нас. Неслучайно учитель, которого всколыхнула смерть Антонины, задумывается над своей жизнью, над своими неблаговидными поступками: « Не хотел ведь соврать, не думал, но вопрос был поставлен ребром – и язык повернулся. И было стыдно, просто невыносимо». Стыдно так, что учитель отводит от Нины глаза, внутренне напрягается, ищет в сердце остатки человечности, думает, что обязан взять девочку в благодарность за теплоту ее матери. Но сердечная боль отступила, а трезвый разум подсказал, что не обязан.

           Автор показывает страдания ребенка, потерявшего мать, а вместе с ней и веру в близких, казалось бы, людей; ребенка, вынужденного отправиться из-за черствости учителя в детдом, ребенка,  ощущающего свою ненужность и  не желающего быть для кого-то обузой. Наша взрослая жестокость, равнодушие, боязнь ответственности за чужую жизнь ведут к трагедии, а порой и к деградации личности. В этом убеждают нас писатели русской литературы.

        Я знаю,  учитель не может иметь два лица – одно для школы, другое для дома. Ученики всегда чувствуют фальшь и неискренность в поведении учителя, и это невольно передается им. Поэтому не надо бояться чувства стыда перед учеником. Стыд, если он проявляется, очищает нашу душу, заставляет нас быть чуткими и добрыми. Можно быть не самым лучшим преподавателем, но нельзя быть неискренним учителем. И чем больше я работаю в школе, тем больше убеждаюсь в правоте этого убеждения.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий