УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "ЛИТЕРАТУРА ПРИТОБОЛЬНОГО РАЙОНА"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа для 5 - 11 классов  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Литературное краеведение, искусство родного края».

Представляемый курс является составной частью литературного образования в школе. Программа основывается на следующих принципах:

- связи искусства и литературы с жизнью;

- единства формы и содержания;

- историзма;

- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.

Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклорное и литературное Зауралье» (автор – составитель Шаврина О.Г., заведующая кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ). Она направлена на формирование и развитие читательской компетенции обучающихся, развитие у них культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы Притобольного района – внимание к литературному наследию родного края.

Объект изучения курса «Литература Притобольного района»  - тексты авторов Притобольного района. В системе литературного образования особая роль при­надлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необхо­димо организовать этот процесс.

В содержание программы вошло творчество поэтов и писателей, своим рождением, жизнью или творчеством связанных с нашим краем, имеющих профессиональный статус и авторитет в читательской и писательской среде, являющихся авторами разного уровня публикаций: от местных изданий до федерального уровня.

Цель программы:

Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами литературы Притобольного района.

Задачи:

·       Овладение знаниями о жизни и творчестве поэтов и писателей Притобольного района;

·       развитие навыков литературоведческого анализа художественного текста;

·       воспитание читательской культуры и эстетического вкуса.

Курс «Литература Притобольного района» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведений;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста.

Предлагается список литературы для учителя и обучающихся, что позволит широко охватить изучаемые темы.

Предлагаемая программа может быть реализована в  5-9 классах в рамках курса уроков литературы и может быть включена в программу для 10 и 11 класса по литературному краеведению.

Планируемые результаты:

·        личностные:

        воспитание уважительного отношения к литературе;

        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, учебник, Интернет – ресурсы и др.)

·        метапредметные:

познавательные:

        понимать проблему;

        выдвигать гипотезу;

        структурировать материал;

        подбирать аргументы для подтверждения  собственной позиции,

регулятивные:

        выполнять учебное задание в соответствии с целью;

        проводить самооценку собственных знаний и умений;

коммуникативные:

        действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

        удовлетворительно владеть техникой и нормами общения;

·        предметные:

 в познавательной сфере (интеллектуальной):

        понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

        выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

В ценностно-ориентационной:

·               приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и  культуры;

·               сопоставление их к духовно-нравственным ценностям других народов;

        формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

В коммуникативной сфере:

·          восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

    умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

·          умение отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа

в эстетической сфере:

        понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

        эстетическое восприятие произведений литературы.

Итоговая аттестация:

Защита проектов, научно-исследовательских работ в  виде доклада, реферата по изучению отдельного произведения автора или его творчества в целом.

Программа рассчитана на 12 часов, из них 5,5 – лекционных , 6,5 – практических.

Результатом обучения по данной программе является зачет, на который учащиеся представляют результаты исследования по анализу произведения или творчества автора Притоболья, представленные в виде реферата или проекта (по выбору обучающихся).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ЛИТЕРАТУРА ПРИТОБОЛЬНОГО РАЙОНА»

Наименование темы

Класс

Всего часов

Лек

ции

Прак

тические

Форма контроля

1

Родное Зауралье в прозе

Н. А. Глебова: «Колокольчик в тайге».

 

 

5

2

1

1

Викторина по произведению

 

2

Творчество поэтов - фронтовиков: М.Я.Колова, Р.И.Яроша

6

1

0,5

0,5

Сочинение – миниатюра «Летят журавли…»

 

3

Отражение собственной судьбы в творчестве поэтов: О.А.Лакнера,

В.Н.Милютина,

А.И.Мосина

 

7

1

0,5

0,5

Сочинение – миниатюра «Снега, снега, седые дали…»

 

4

Творчество     

К. К. Худякова. Образ Родины в лирике поэта.

 

8

1

0,5

0,5

Проект:  отзыв о творческом наследии К.К.Худякова.

 

5

Пейзажная лирика поэтов:

О.В.Бунина, А.А.Нуранова,

Л.А.Поляковой 

 

9

1

0,5

0,5

Комплексный анализ текста одного стихотворения Л.Поляковой (тема, идея, образы, изобразительно-выразительные средства, настроение).

 

6

Метафоричность лирики А.Н.Иванова.

10

1

 

 

 

0,5

 

 

 

0,5

 

 

 

Эссе «Я пришел в этот мир…»

 

7

Тонкость и лиричность поэзии В.Н.Киселевой

11

2

1

 

1

Отзыв об одном из стихотворений В.Н.Киселевой.

 

8

Исповедальный характер дневниковых записей В.Ф.Потанина.

В.Ф.Потанин «Дорога к Тамани».

11

3

1

2

Проблемный очерк  «Читая старые письма…»

 

 

Итого часов

 

12

5,5

6,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛИТЕРАТУРА ПРИТОБОЛЬНОГО РАЙОНА»

Учебно-тематический план

 

Наименование темы

Класс

Всего часов

Лекции

Практические

Форма контроля

1

Родное Зауралье в прозе

Н. А. Глебова: «Колокольчик в тайге».

5

2

1

1

Викторина по произведению

 

1.1.

Основные вехи творческого пути писателя. Тема зауральской деревни. Жанровые особенности произведения. Сюжет рассказа «Колокольчик в тайге».

 

1

1

 

 

1.2.

Мир природы в рассказе. Особенности композиции. Система образов. Изобразительно-выразительные средства. Художественная деталь. Образ автора.

 

1

 

1

 

2

Творчество поэтов - фронтовиков: М.Я.Колова, Р.И.Яроша

6

1

0,5

0,5

Сочинение – миниатюра «Летят журавли…»

 

2.1.

Основные вехи творческого пути поэтов. Стихотворения М.Я.Колова и Р.И.Яроша. о родине. Чувство памяти в стихотворениях авторов. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

 

 

1

0,5

0,5

 

3

Отражение собственной судьбы в творчестве поэтов: О.А.Лакнера,

В.Н.Милютина,

А.И.Мосина

 

7

1

0,5

0,5

Сочинение – миниатюра «Снега, снега, седые дали…»

 

3.1.

Основные вехи творческого пути. Стихотворения О.А.Лакнера о военном детстве. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений. Стихотворения В.Н.Милютина о жизни и судьбе. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений. Стихотворения А.И.Мосина о судьбе зауральской деревни.Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

 

 

1

0,5

0,5

 

4

Творчество        

К. К. Худякова. Образ Родины в лирике поэта.

 

8

1

0,5

0,5

Проект:  отзыв о творческом наследии К.К.Худякова.

 

4.1.

Основные вехи творческого пути. Стихотворения К.К.Худякова о Родине. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

 

 

 

 

 

 

5

Пейзажная лирика поэтов:

О.В.Бунина, А.А.Нуранова,

Л.А.Поляковой

 

9

1

0,5

0,5

Комплексный анализ текста одного стихотворения Л.Поляковой (тема, идея, образы, изобразительно-выразительные средства, настроение).

 

5.1.

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов Притоболья. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

 

 

1

0,5

0,5

 

6

Метафоричность лирики А.Н.Иванова.

10

1

 

 

 

0,5

 

 

 

0,5

 

 

 

Эссе «Я пришел в этот мир…»

 

6.1.

Основные вехи творческого пути. Стихотворения А.Н.Иванова. Своеобразие философской лирики А.Н.Иванова. Сходство лирики А.Иванова с лирикой А.Фета и Ф.Тютчева Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

 

 

1

0,5

0,5

 

7

Тонкость и лиричность поэзии В.Н.Киселевой

11

2

1

 

1

Отзыв об одном из стихотворений В.Н.Киселевой.

 

7.1.

Основные вехи творческого пути. Стихотворения В.Н.Киселевой. Своеобразие лирики.

 

 

1

1

 

 

7.2.

Судьба поэтессы в стихах. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

 

1

 

1

 

8

Исповедальный характер дневниковых записей В.Ф.Потанина.

В.Ф.Потанин «Дорога к Тамани».

11

3

1

2

Проблемный очерк  «Читая старые письма…»

 

8.1.

Основные вехи творческого пути писателя. Особенности жанра и композиции произведения.

 

 

1

1

 

 

8.2.

Система образов. Авторская позиция.

 

1

 

1

 

8.3.

Изобразительно-выразительные средства языка произведения. Художественная деталь.

 

1

 

1

 

 

Итого часов

 

12

5,5

6,5

 

 

Содержание программы:

1.                     Родное Зауралье в прозе Н. А. Глебова:  «Колокольчик в тайге» (2 часа)

Основные вехи творческого пути писателя. Тема зауральской деревни. Жанровые особенности произведения. Сюжет рассказа «Колокольчик в тайге». Мир природы в рассказе. Особенности композиции. Система образов. Изобразительно-выразительные средства. Художественная деталь. Образ автора.

Интеграция с основным курсом литературы.

Тема детства в  литературе Притоболья. Изучение после темы «К.Г.Паустовский».

Теория литературы: сюжет и фабула эпического произведения.

Примерные темы творческих работ:

Составить викторину по произведению

2.     Творчество поэтов - фронтовиков: М.Я.Колова, Р.И.Яроша (1 час)

Основные вехи творческого пути поэтов. Стихотворения М.Я. Колова о родине. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений. Стихотворения Р.И.Яроша. Чувство памяти в стихотворениях авторов. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

Интеграция с основным курсом литературы.

Тема войны в современ­ной литературе Притоболья. Изучение после темы «Произведения о Великой Отечест­венной войне».

Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое

Примерные темы творческих работ:

1.     Эссе «Пою мое Отечество!»

2.     Сочинение – миниатюра «Летят журавли…»

3.     Отражение собственной судьбы в творчестве поэтов: О.А.Лакнера, В.Н.Милютина, А.И.Мосина (1 час)

Основные вехи творческого пути. Стихотворения О.А.Лакнера о военном детстве. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений. Стихотворения В.Н.Милютина о жизни и судьбе. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений. Стихотворения А.И.Мосина о судьбе зауральской деревни.Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

Интеграция с основным курсом литературы.

Тема исторической памяти в современной литературе Притоболья. Изучение после темы «А.Т.Твардовский».

Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое

Примерные темы творческих работ:

1.     Сочинение – миниатюра«Снега, снега, седые дали…»

2.     Эссе «Портрет моего современника»

3.     Миниатюра «Что ждет нас, любимый край?»

4.     Творчество К. К. Худякова. Образ Родины в лирике поэта. (1 час)

Основные вехи творческого пути. Стихотворения К.К.Худякова о Родине. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

Интеграция с основным курсом литературы.

Тема Родины в  литературе Притоболья. Изучение после темы «Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе»

Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое

Примерные темы творческих работ:

Проект:  отзыв о творческом наследии К.К.Худякова.

5.     Пейзажная лирика поэтов: О.В.Бунина, А.А.Нуранова, Л.А.Поляковой (1 час)

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов Притоболья. Основные вехи творческого пути поэтов. Стихотворения О.В.Бунина. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений. Лирические миниатюры писателя. Стихотворения  А.А.Нуранова. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений. Стихотворения Л.А.Поляковой. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

Интеграция с основным курсом литературы.

Тема природы в современ­ной литературе Притоболья. Изучение после темы «Н.А.Заболоцкий»

Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое

Примерные темы творческих работ:

1.     Рассказ – миниатюра  «Под шум осенней непогоды…»

2.     Мини-сочинение «Село мое неброское, сибирское село…»

3.     Комплексный анализ текста одного стихотворения Л.Поляковой (тема, идея, образы, изобразительно-выразительные средства, настроение).

6.     Метафоричность лирики А.Н.Иванова (1час)

Основные вехи творческого пути. Стихотворения А.Н.Иванова. Своеобразие философской лирики А.Н.Иванова. Сходство лирики А.Иванова с лирикой А.Фета и Ф.Тютчева Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

Интеграция с основным курсом литературы.

Философская лирика в современ­ной литературе Притоболья. Изучение после темы «Поэзия А.А.Фета и Ф.И.Тютчева»

Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое

Примерные темы творческих работ:

Эссе «Я пришел в этот мир…»

7.                Тонкость и лиричность поэзии В.Н.Киселевой(2часа)

Основные вехи творческого пути. Стихотворения В.Н.Киселевой. Своеобразие лирики. Судьба поэтессы в стихах. Лирический герой стихотворений. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворений.

Интеграция с основным курсом литературы.

Женская поэзия в современ­ной литературе Притоболья. Изучение после темы «М.И.Цветаева»

Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое

Примерные темы творческих работ:

Отзыв об одном из стихотворений В.Н.Киселевой.

8.                В.Ф.Потанин «Дорога к Тамани». Исповедальный характер дневниковых записей В.Ф.Потанина (3часа)

Основные вехи творческого пути писателя. Особенности жанра и композиции произведения. Система образов. Авторская позиция. Изобразительно-выразительные средства языка произведения. Художественная деталь.

Интеграция с основным курсом литературы.

Творчество В.Ф. Потани­на «Дорога к Тамани». Изучение после темы «В.Г.Распутин».

Теория литературы: художественное время и пространство (углубление понятий).

Примерные темы творческих работ:

Проблемный очерк  «Читая старые письма…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. Агафонов, Ю.П. Быть эхом русского народа. Очерк / Ю.Агафонов.

 – Куртамыш, 2010.- 48 с.

  2. Антология зауральских писателей. Т.1,2 – г. Шумиха: ОГУП

 «ШМИРТ», 2011, 2012. – 524 с.

  3.  Глаголом жечь сердца людей! К 5-летию Курганской региональной    

      организации Российского Союза профессиональных литераторов. -  ГУП

      Куртамышская типография, 2003. – 40 с.

  4.  Краеведческий блок регионального компонента РБУП для образовательных

      учреждений Курганской области, реализующих программы общего  

      образования: // Под общей ред. А.В. Шатных. – Курган, 2008. – 20 с.

5.  Криволапова, Н.А. Организация научно – исследовательской деятельности    

     студентов: Учебно–методическое пособие / Авт.- сост. Н.А.Криволапова;   

     Институт повышения  квалификации и переподготовки работников   

     образования Курганской  области. – Курган, 2005. – 79 с.

6.  Кучина, Е. Живут в Притоболье поэты…/ Е.Кучина// Притоболье. – 2006. –  

     27 января.

7.   Михайлов, Ю. Второе рождение / Ю.Михайлов // Притоболье. – 1978. – 11  

     марта.

8.  Огни Зауралья. Литературно-художественный журнал комитета по культуре  

     и искусству и региональной организации Российского Союза        

     профессиональных литераторов Курганской области. – Курган, 2005, в.1. –   

     98 с.

9.  Программа курса «Фольклорное и литературное Зауралье». 6 – 11 классы /

    Авт.–сост. О.Г. Шаврина; Институт повышения квалификации        

    переподготовки работников образования Курганской области. – Курган,

    2008. – 36 с.

10.Слово: Литературная страница Притоболья /Притоболье//. – 2004. – 16 марта 11.Фольклор и литература Зауралья: учебное пособие для учителей и учащихся.  

     5-11 классы: в 2 ч. / под ред. В.П. Федоровой. – Курган, 2000. -  210 с.

12. Хрестоматия по курсу «Фольклорное и  литературное Зауралье» (11 класс) /  

     Авт. – сост. О.Г. Шаврина, Е.А. Сергеева; Институт повышения  

      квалификации переподготовки работников образования  Курганской области.

      – Курган, 2010.- 70 с.

13. Яган, И.П. Многоликая и самобытная: заметки о литературе Зауралья/

      И.П.Яган. – Куртамыш: ГУП    «Куртамышская типография», 2007. – 89 с.

 

 

 

 

Приложение 1.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ:

  5 класс

1.                     Тема детства в творчестве Н.А.Глебова.

2.                     Образы героев произведения Н.А.Глебова «Колокольчики в тайге».

3.                     Роль пейзажа в изображении характеров героев произведения  

           Н.А.Глебова.

4.                     Автор и его герои в произведении «Колокольчики в тайге».

     6 класс

5.                      Творчество поэтов-фронтовиков Притоболья.

6.                     Отражение собственной судьбы в творчестве авторов Притоболья.

7.                     Тема военного лихолетья в стихотворениях Р.И.Яроша.

8.                     «Сороковые роковые» в стихотворениях М.Я.Колова.

7 класс

9.                     Тема зауральской деревни в творчестве А.И.Мосина.

10.                 Тема трудного детства в творчестве О.А.Лакнера.

11.                 «Герой нашего времени» в сатире В.Н.Милютина.

12.                 В.Н.Милютин – автор фельетонов.

8 класс

13.                 Творчество К.К.Худякова.

14.                 Образ Родины в творчестве К.К.Худякова.

15.                 Изображение будней советской страны в лирике К.К.Худякова.

9 класс

16.                 Пейзажная лирика поэтов Притоболья.

17.                 Лирический герой поэзии А.А.Нуранова.

18.                 Женская поэзия Л.А.Поляковой.

19.                 Тема любви к «малой» родине в творчестве поэтов Притоболья.

20.                 Лирический герой стихотворений О.В. Бунина.

10 класс

21.                 Особенности лирики В.Н.Киселевой.

22.                 Отражение женской судьбы в лирике В.Н.Киселевой.

23.                 Традиции А.А.Фета и Ф.И.Тютчева в поэзии А.Н.Иванова.

24.                 Метафоричность лирики А.Н.Иванова.

11 класс

25.                 Тема исторической памяти в творчестве В.Ф.Потанина.

26.                 Исповедальный характер дневниковых записей В.Ф.Потанина.

27.                 Образ автора в дневниках писателя.

28.                 Родной Притобольный край в произведениях В.Ф.Потанина.

Приложение 2.

Примерные творческие проекты:

5 класс

1.                 Семантика имен в творчестве Н.А.Глебова.

2.                 Художники – иллюстраторы произведений Н.А.Глебова.

3.                 Зауральская природа в живописи художников Зауралья.

4.                 События и герои произведений Н.А.Глебова в иллюстрациях.

6 класс

1.                 Тема Великой Отечественной войны в живописи Зауралья.

2.                 Жизнь и творчество поэтов – фронтовиков Притоболья.

3.                 Великая Отечественная война глазами книжных графиков Зауралья.

4.                 Р.И. Ярош и М.Я. Колов -   художники-любители.

7 класс

1.                 Творчество поэтов Притобольного района на страницах газеты  

         «Притоболье»

2.                 Зауральская деревня в прозе А.И.Мосина.

3.                 Отражение судьбы сельских жителей нашего района в лирике поэтов.

4.                 Электронная презентация « Да, были люди в наше время…» (о

          литработниках районной газеты «Притоболье».

8 класс.

1.                 Сквозные темы в лирике К.К.Худякова.

2.                 Псевдонимы К.К.Худякова.

3.                 Жизнь и судьба К.К.Худякова.

4.                 Первая книга К.К.Худякова «Сибирь: история создания, своеобразие  

         стихотворений.

9 класс

1.     Зауральская природа в живописи Зауралья.

2.     Природа родного края в поэзии и живописи Притобольного края.

3.     Творчество поэтов нашего края на «Литературной  страницы» газеты «Притоболье».

4.     Деревни Притобольного района в стихотворениях  Л.А.Поляковой.

10  класс.

1.                 Творчество В.Н. Киселевой в фотографиях.

2.                 Два стихотворения Ф.И.Тютчева и А.Н.Иванова.

3.                 «Литературная студия» в судьбе А.Н.Иванова.

4.                 Творческий путь В.Н.Киселевой.

11 класс

1.  Мой сборник произведений В.Потанина.

2.  Поиск своего героя  В.Ф.Потаниным в родном селе Утятском                       

      Притобольного района.

3.   Особенности синтаксиса и лексики  В.Ф. Потанина (на примере одного

      произведения).

4.   Необычность стиля писателя, автобиографичность произведений  

      В.Ф.Потанина (на примере одного или нескольких произведений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Требования к оформлению исследовательских  работ

Исследовательские работы должны быть объемом до 10 страниц компьютерного набора (формат А4 , WordforWindows, шрифт TimesNewRoman, кегль 14, полуторный интервал, все поля – 2 см).

Объем приложений - не более 10 страниц.

Исследовательская краеведческая работа должна содержать:

- титульный лист с указанием  (сверху вниз)

- название образовательного учреждения и объединения;

- тема работы; фамилия и имя (полное) автора, класс, названия ОУ, адрес;

- фамилия, имя, отчество руководителя и консультанта (если имеются), контактные данные;

-  год выполнения работы.

-аннотация к исследовательской работе;

- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;

- введение, где необходимо сформулировать проблематику, указать  цель и задачи работы, обосновать ее актуальность, провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования, указать место и сроки проведения исследования, дать характеристику района исследования;

- методику исследования (описание методов сбора, и обработки материала);

- результаты исследований и их обсуждение. При необходимости следует использовать таблицы, графики и т.п.;

- выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);

- заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;

- список источников и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в приложения к работе. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.(Из ПОЛОЖЕНИЯ Об областном конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся «ОТЕЧЕСТВО»)

 

 

 

 

Приложение 4

Требования к реферату

Реферат как самостоятельная научно-исследовательская работа рассматривается как работа, в которой учащийся раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения различных авторов, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата носит проблемно-поисковый  характер.

Компоненты содержания реферата:

1.                 План-оглавление.

2.                 Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, объяснение ее значения, актуальности; определение целей и задач реферата, краткая характеристика использованных литературных источников).

3.                 Основная часть работы (каждая проблема или ее часть рассматриваются в отдельных разделах реферата в логической последовательности).

4.                 Заключение.

5.                 Список литературы (8-10 источников).

Этапы работы над рефератом:

1.                 Формулировка темы. Актуальность и оригинальность темы.

2.                 Подбор и изучение основных источников по теме.

3.                 Составление библиографии.

4.                 Обработка и систематизация материала.

5.                 Разработка плана реферата.

6.                 Написание реферата.

7.                 Публичное выступление с результатами исследования.

Содержание реферата должно отражать:

- обоснование выбранной темы и ее актуальность;

- знание современного состояния проблемы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы с правильным оформлением ссылок;

- теоретический и практический материал, подтверждающий научное либо практическое значение темы.

Структура реферата:

1.     Титульный лист.

2.     Оглавление (последовательное изложение названий пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт).

3.     Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, указываются цели и задачи реферата, дается анализ использованных источников).

4.     Основная часть (каждый ее раздел раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон, являясь логическим продолжением предыдущего раздела; в этой части даются все определения понятий, приводятся теоретические рассуждения автора, его исследования по изучаемой проблеме).

5.     Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6.                 Список использованных источников (в соответствии с ГОСТ).

Требования к оформлению реферата:

 

1.                 Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.

2.                 На титульном листе указывается ФИО автора, название образовательного учреждения, тема реферата, ФИО научного руководителя.

3.                 Обязательно в реферате должны быть ссылки на использованные источники.

4.                 Должна быть соблюдена последовательность в написании библиографии.

5.                 Приложения: чертежи, рисунки, графики – не входят в общий объем работы; оформляются черной пастой.

6.                 Объем работы: 10 – 15 листов печатного текста.

Рецензия на реферат содержит оценку:

1.                 Эрудированности в рассматриваемой области:

- актуальность проблемы;

- степень знакомства с современным состоянием проблемы;

- использование известных результатов и научных фактов в работе;

- полнота цитируемой литературы.

2. Собственные достижения автора:

- использование знаний вне школьной программы;

- степень новизны;

- научная значимость проблемы;

- владение научным и специальным аппаратом.

3. Характеристика работы:

- грамотность и логичность изложения материала;

- структура работы (введение, основная часть, выводы, приложения, список использованных источников);

- соответствие оформления реферата стандартам.

 

 

 

Приложение 5.

Критерии оценки творческих работ:

 

1.       Соответствие заявленной теме.

2.       Анализ и интерпретация произведения (художественная структура, тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)

3.       Жанрово-видовая специфика литературного произведения.

4.       Выявление авторской позиции, характеристика особенностей стиля писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Критерий

3 балла

         4 балла

5 баллов

Уровень постановки

исследовательской

проблемы 

Работа в целом репродуктивна, но сделаны некоторые самостоятельные обобщения.

Работа частично поисковая - в работе есть недочеты, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то ее аспектов)  

Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, сформулированной самостоятельно.

Актуальность и

оригинальность

темы

Тема изученная, но в ней есть необъяснимое вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема,  не представляющая истинного интереса для науки.

Тема с достаточным количеством необъяснимых явлений, либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны.   

Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя различные точки зрения.

Логичность

доказательства

(рассуждения)

В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет.

В работе упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть.

Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации, перегружающей текст ненужными подробностями

Корректность в

использовании

литературных

источников

Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях Количество источников         1-2 источника

Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания  (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка       и т. д.).

Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику

Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику

 

Глубина исследования     

Работа строится на основе одного серьезного источника, остальные - популярная литература, используемая как иллюстрация

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна.

Рассмотрение проблемы строится  на достаточно глубоком содержательном уровне.

Оформление

Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую.

Работа, в общем, соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется.     

Работа имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий