Педагогическая олимпиада. Конкурсное задание по литературе - 2017

Человек и общество накануне 1917 года (по произведениям поэтов серебряного века)
Двадцатый век...
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
А.Блок
    Серебряный век русской поэзии… Время рубежа XIX-XX веков… Это период уверенного экономического процветания, небывалого культурного подъема, расцвета поэзии и философии, литературных и религиозных исканий. Почему же человек ощущает смутную тоску и духовное одиночество, невыразимый страх и необъяснимое неверие в будущее? Что же поможет человеку в поиске цельности, желании постичь себя?
    Русская жизнь накануне Серебряного века была двойственной. Разрушалась российская деревня, распадалась сословная Россия. От привычного образа жизни освобождались люди, которые пытались найти свою иную судьбу, найти самих себя. Впервые каждый оказался предоставлен себе самому и стихийному ходу жизни.
    Заслуга поэзии Серебряного века в том, что она чутко отозвалась на кризис человека в обществе. Русские поэты с мучительной напряженностью переживают проблему личности и истории. Внутренний мир человека для них – показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Героем дня становится человек, рвущийся к воле. Каждый жаждет глубоко постигать жизнь как самореализацию личности. О.Э.Мандельштам писал:
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
    Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. В поэзии возникали разные направления и школы. Русская жизнь была впервые введена в русскую литературу именно в эти годы.
    Символизм на раннем этапе отражал уныние, страх перед жизнью, неверие в возможности человека. Д.Мережковский писал:
Мы - над бездною ступени,
Дети мрака, солнца ждем,
Свет увидим и, как тени,
Мы в лучах его умрем.
    Приход в литературу В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, А.Блока, А.Белого превратил символизм в важный фактор русской культурно-духовной жизни. Проблему человека в обществе они видят в «таинственной» связи с «вечностью». Символисты проповедовали слитность творчества и религии, культ формы, музыкальность стиха. Стихотворения часто посвящены простой теме – теме счастья и любви. Усиливается звучание лирического «я», это выражается в неоднократном повторении личного местоимения и глаголов 1 лица. В стихотворении И.Анненского, например, при внешней сдержанности чувства и переживания лирического героя переданы отчетливо:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими
    Интересным мне показалось стихотворение И.Анненского «Мучительный сонет». Автор подчеркивает несоответствие реального мира миру лирического героя, предстающего ему в мечтах. Непонятно, о каком времени года пишет поэт. Сначала мы видим зарисовки летнего пейзажа: «пчелиное гудение», «ноющий комар». «Талый снег под желтизной огня», - это весна. Это не противоречие, а противопоставление реального мира, в котором живет лирический герой, и мира мечты и надежды.   Анненский передает нам душевное состояние героя, его конфликт с окружающим миром:
Каких обманов ты, о сердце, не прощало
Тревожной пустоты оконченного дня?
   Совсем не этого хочет чувствовать сердце лирического героя. В своих мечтах он представляет рядом любимую женщину, домашний очаг, уют, музыку души и счастье:
И чтобы прядь волос так близко от меня,
Так близко от меня, развившись, трепетала…
   Поэтические повторы в стихотворении привносят в текст поэтическую интонацию, музыкальность поэтического слова, именно они помогают понять страдания героя, его неспособность жить, творить и любить в реальном мире. Это подчеркивается метафорой в конце стихотворения:
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
   Творчество И.Анненского оказало огромное влияние на литературные течения Серебряного века. Отголоски его лирики слышатся в стихотворениях поэтов – акмеистов и футуристов.
    Акмеисты противопоставили мистике символистов «стихию естества», декларировали возврат слову его изначального смысла.
    Хочу обратиться к творчеству О.Э.Мандельштама. В 1914 году поэтом создано стихотворение «Посох»:
Посох мой - моя свобода!
Сердцевина бытия,
Скоро ль истиной народа
Станет истина моя?
Поиск ответа на этот вопрос проходит через все творчество поэта.
   Мандельштам не дает прямого изображения социальных конфликтов своего времени; он сравнивает прошлое и настоящее, подчеркивая ценность каждого мига человеческой жизни, отмечает ценность каждой ступени культуры. В связи с этим возникает тема мировой культуры. Создаются стихи о музыке, о музыкантах, творческом процессе. Русскую культуру поэт видит универсальной, но в то же время особенной:
И пятиглавые московские соборы,
С их итальянскою и русскою душой,
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.
    Незаурядный талант, высокая духовная культура, строгая взыскательность к собственному творчеству позволили Мандельштаму занять достойное место на поэтическом Олимпе.
    Футуристы тяготели к экспериментаторству, отрицали традиции прошлых культур, стремились к трудной игре со словами:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
     Хочется остановиться на изящном стихотворении Короля Поэтов Игоря Северянина «Это было у моря». На первый взгляд в этом стихотворении нет ни сложного сюжета, ни переживаний героев. Произведение построено так ритмично и музыкально, каждое слово ласкает слух, звучат волнообразные интонации стиха. Северянин пишет о любви, о выдуманном им мире, где встречаются королева и паж.
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Стихотворение наполнено философским смыслом. Герои принадлежат разным сословиям, они не могут быть вместе. Поэт заостряет внимание читателя на классовом неравенстве и на разном культурном уровне:
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
     Еще одним героем стихотворения является гранат. Его делят королева и паж. В Библии Адам и Ева поделили яблоко. Гранат, как известно, символ власти. Поэт описывает классический сюжет соблазнения: «Было все очень просто, было все очень мило».  Но, полюбив пажа, Королева отказывается от власти, становится рабыней, а паж наделен властью над возлюбленной. Автор подчеркивает, что истинные чувства порабощают человека, избавляют от материальных и социальных условностей.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
    Поэт превозносит  чувство любви. Ведь чувство любви не зависит от богатства, социального положения, культурного уровня, ради любви и Королева готова стать рабыней. Наверное, это был личный взгляд И.Северянина на несправедливость  классового разделения общества.
    Волнение о судьбе Родины, боль за человека, раздумья о пути общества, страх перед будущим, стремление найти новый путь в литературе  объединили этих поэтов, таких разных, таких ярких и индивидуальных, под знамя Серебряного века.
    Ярким представителем поэзии Серебряного века является Максимилиан Волошин, не входящий ни в одно литературное течение.  Это замечательный Художник, Поэт, Человек. Именно он высоко оценил лирику молодой Цветаевой и взял ее под свое покровительство, назвав ее Чудом. Да и сам он был Чудом. Волошин считал, что чувство Родины непременно связано с пейзажем, поэтому его стихи изображают живописные уголки природы. Читая поэтические пейзажи Волошина, мы слышим голос Земли, Истории, как будто сама природа рассказывает нам о том, чему она была свидетельницей. Природа была для поэта воплощением святости, вечности. В гармонии с природой - спасение человека от беды и катастрофы.
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний снег холмы. Зардели,  красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл.
    Говоря о Серебряном веке, не могу не вспомнить роман Н.Н. Берберовой «Курсив мой», ставший мировым бестселлером. Роман открывает завесы тайны свидетельства жизни первой русской эмиграции. Портреты И.Бунина, В.Ходасевича, М.Горького, А.Белого, З.Гиппиус, Г.Иванова, В.Набокова написаны ярко, глубоко, иногда хлестко и иронично, но нежно и трепетно. В одном из эпизодов автор вспоминает о благотворительном вечере  «Поэты – воинам» в Зале Армии и Флота на Литейном,  состоявшемся ранней весной 1915 года. Такие вечера проводились часто, и интеллигенция с удовольствием их посещала. Стихи читали Сологуб, Ахматова,  Блок, Кузьмин, Городецкий. Н.Берберова отмечает авторскую манеру каждого поэта, их индивидуальные черты характера,  восторг публики, теплый прием, торжественность момента. «Густой туман все заволок в одну минуту, и в этом тумане потонуло неподвижное и печальное лицо Блока, прядь Кузмина, очки Сологуба… «Что теперь? – пришло мне в голову.- Куда идти? Что делать с собой?»  Такое воздействие на публику говорит о гениальности всех поэтов Серебряного века. Заставить думать над вечными проблемами бытия, искать путь к истине… Это ли не  настоящее искусство?
    Тяжела судьба поэтов, трудна их связь с обществом… Ощущение бездны под ногами, боль утраты и скорбь по утерянным ценностям, а главное – желание остаться и быть Поэтом объединили их как представителей  Серебряного века. Перечеркнет красной нитью судьбы многих 1917 год …

    Закончить хочется словами Н.Гумилева: «Все, все мы, несмотря на декаденство, символизм, акмеизм и прочее, прежде всего русские поэты». И все они воспринимали по-своему общее для всех кризисное, тревожное состояние эпохи. Серебряный век завещал нам трудный путь духовного преображения человека, «вочеловечения»,  путь «в даль».

Комментариев нет:

Отправить комментарий