Педагогическая олимпиада - 2018. Русский язык. Конкурсное задание.


1. Предметный блок.
 Русский язык.            
 Задания
1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

1)
чЕлюстей
2)
 клАла
3)
 ободрЁн
4)
 исчЕрпав
5)
 кухОнный

Ответ: кУхонный.

2. Из предложений 1–3 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(1) Отчего это со мной произошло? (2) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (3) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе.
Ответ: сейчас – тогда
3. Выпишите из текста слово, употребленное в переносном значении.
Как-то в полдень я отправился на каток один; в толпе я вижу, как к ледяной горке подходит  Наденька,  как  она  высматривает  меня… Затем  она  робко  идёт  вверх  по лесенке… Страшно ехать вниз одной, о, как страшно! Она бледна, как снег, дрожит, но идет,  идет  без  оглядки,  решительно.  Она,  очевидно,  решила  наконец  попробовать:  будут ли слышны те изумительные сладкие слова про любовь, когда меня нет рядом?
Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки, закрывает глаза и трогается с места… Слышит ли Наденька те слова, я не знаю… Я вижу только, как она поднимается из саней изнеможенная, слабая.
Ответ: сладкие слова

4. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА − КОРЕНЬ − СУФФИКС − СУФФИКС − ОКОНЧАНИЕ.
Ответ запишите цифрой.
1)  предутренний
2)  разложивший
3)  подстраивая
4)  подъедешь
Ответ:  разложивший

5. В  морфологической  характеристике  какого  выделенного  слова  допущена  ошибка?
Ответ запишите цифрой.
1) (обходя) ВОКРУГ (дома) – производный предлог
2)  ДУВШИЙ (с юга ветер) − действительное причастие прошедшего времени
3)  ОБОГНУВ (высокий мыс) − деепричастие совершенного вида
4)  КРУПНЕЙШИЙ (в стране спорткомплекс) − прилагательное в форме сравнительной степени
Ответ: Крупнейший – прилагательное в превосходной степени

6. Какое слово пишется через  дефис?
Ответ запишите цифрой.
1)    (взаимо) исключающий,
2)    (девяти) томное издание,
3)    (рабски) преданный,
4)    (помещичье) чиновничье государство.

Ответ: помещичье-чиновничье
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) порция пельменей;
2) двое грузин;
3) более восьмидесяти человек;
4) опытные тренера;
5) свет зажжется.

Ответ:  опытные тренеры
8. Исправьте предложения.
1) В каждом из женских образов  автор находит свои черты.
2) Новые методы работы позволили увеличить выпуск продукции до полутора раз.
3) Мы встретимся вновь самое позжее через несколько дней.
4) В городе Калинове происходит застой.
Ответ:
1). В каждом из женских образов  автор воплотил свои  черты.
2). Новые методы работы позволили увеличить выпуск продукции в  полтора раза.
3). Мы встретимся вновь самое позднее через несколько дней.
4). Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… (В городе Калинове – застой)
9. Перечислите лексико-грамматические разряды числительных.
Приведите примеры числительных, грамматически сходных с существительными и прилагательными. Назовите трудные случаи правописания и употребления числительных.
Ответ:
Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?
Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения — отношение к числу.
Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.
 Разряды числительных по значению
Выделяют количественные и порядковые числительные.
Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (шесть) и количество предметов (шесть столов) и отвечают на вопрос сколько?.
Количественные числительные бывают целые (шесть), дробные (шесть восьмых) и собирательные (шестеро).
Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.
Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (одна третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.
Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:
1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (трое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),
2) с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей),
3) с названиями детенышей животных (семеро козлят),
4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо,
5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка — это два носка, а двое носков — это четыре носка, т. е. две пары носков,
6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос какой?
Грамматические признаки порядковых числительных
Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся.
Разряды числительных по структуре
По структуре выделяют числительные простые и составные.
Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).
Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).
Сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый);  числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцать), в которых элемент -надцать является не вторым корнем, а суффиксом.
При этом в группу простых числительных надо объединить как непроизводные числительные (пять);
 производные (пятнадцать, пятьдесят).
Трудные случаи правописания и употребления числительных.
- Сложные количественные числительные
При образовании падежных форм трудности вызывают числительные, оканчивающиеся на -десят и -сот (от 50 до 80 и от 200 до 900). Эти числительные в структуре одного слова имеют два окончания: одно – в конце слова, второе – в середине. В сложных количественных числительных склоняются обе части:
И.     пятьдесят         пятьсот  двести
Р.      пятидесяти       пятисот   двухсот
Д.      пятидесяти       пятистам          двумстам
В.      пятьдесят         пятьсот  двести
Т.      пятьюдесятью  пятьюстами     двумястами
П.     о пятидесяти    о пятистах       о двухстах

Необходимо обратить внимание на употребление числительного сто. В качестве самостоятельного слова оно имеет только две формы: сто (в именительном и винительном падежах) – ста (в остальных падежах), тогда как в составе сложных числительных сто
склоняется (стам, стами, стах). Также две формы имеют числительные 40 и 90:
И., В. сто сорок девяносто
Р., Д., Т., П. ста сорока девяноста
- Составные количественные и порядковые числительные:
при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова и части сложного слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово:
  - В тысяча девятьсот сорок пятом году.
 - С пятьюстами семьюдесятью четырьмя бойцами.
Правописание числительных:
 1. Буква ь пишется на конце слова в количественных числительных: пять -  двадцать и тридцать и в середине слова в сложных числительных от 50 до 80 и от 500 и до 900: пятьдесят, пятьсот, восемьсот;
2. В числительных от пятнадцати до девятнадцати в середине слова ь не пишется: пятнадцать;
3. В творительном падеже числительное четыре и сложное четыреста имеют форму четырьмя и четырьмястами.
4. Числительное одиннадцать в соответствии с его образованием (один + на + десять) пишется с двумя н.
5. Числительное двести в именительном и винительном падежах имеет окончание и; триста и четыреста - а. У числительных девяносто и сто на конце пишется о в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - а.
6. Составные количественные числительные пишутся раздельно: тысяча девятьсот девяносто восемь. Так же пишутся части дробных числительных (две седьмых) и дробные количества(две с половиной, три с четвертью); сложные порядковые числительные, образованные от этих слов, также пишутся раздельно (трех с половиной тысячный). При этом можно пользоваться записью с цифрой: 31/2тысячный. Раздельно пишутся порядковые числительные, образованные от количественных: триста пятьдесят четвертый, тысяча восемьсот двенадцатый.
7. Сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на тысячный, миллионный, миллиардный, пишутся в одно слово: стосемидесятитрехтысячный, двухсотпятидесятимиллионный.
Допустимо употребить: 170тысячный, 250миллионный.

10. В учебнике Г.Ф. Хлебинской «Русский язык». 11класс. Профильный уровень» после параграфа «Тире в неполных предложениях. Соединительное и интонационное тире» предложены следующие вопросы.
1)      Как зависит употребление тире в простом предложении от способа выражения главных членов?
2)      Расскажите об употреблении тире в неполных и эллиптических предложениях.
3)      В каких случаях употребляются соединительные и интонационное тире?
Ответы:
1) Как зависит употребление тире в простом предложении от способа выражения главных членов?
а). Тире в простом предложении между главными членами предложения ставится в следующих случаях:
- подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже: Язык – орудие мышления;
Но если перед сказуемым стоят частицы не, именно, просто, вводные слова, сравнительные союзы, то тире не ставится: Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека; Волхов, конечно, большая река, а бесчисленные Черные речки, по существу, только ручейки;
- подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое выражено глаголом неопределенной формы: Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им. Или наоборот:  Писать разборчиво – первое правило вежливости.
- оба главных члена выражены неопределенной формой глагола: Вспылить – значит окончательно расписаться в своей глупости.
- оба главных члена выражены именем числительным: Дважды два – четыре;
- подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – числительным или словосочетанием с числительным или наоборот: Юмор – один из элементов гения; Девять – кратное для трех;
- если перед сказуемым находится одна из указательных частиц это, вот, значит, это значит: Эпитет - это красочное определение; Жить - значит радоваться каждому дню; Человек – вот правда!
-тире сохраняется, если между подлежащим и сказуемым находится согласованное с подлежащим определение или придаточное определительное: Город, воспетый Цветаевой, - Москва; Город, который воспела Цветаева, - Москва.
б). Тире в простом предложении между главными членами предложения не ставится в следующих случаях:
- если перед сказуемым стоят частицы не, именно, просто, вводные слова: Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека; Волхов, конечно, большая река, а бесчисленные Черные речки, по существу, только ручейки;
Но если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, то перед не тире сохраняется: Жить прожить – не поле перейти;
- если один из главных членов выражен личным,  указательным, относительным, вопросительным местоимением: Он порча, он чума, он язва здешних мест; Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Но если один из главных членов выделяется логическим ударением, то тире сохраняется: Я, ты, он, она – вместе целая страна!
- если именная часть сказуемого присоединяется частицей, восходящей к одному из сравнительных союзов: как, словно, будто, что, как будто: Небо как колокол; Человек без воли что каша без соли;
- если перед именной частью сказуемого находится одна из частиц - лишь или только: Сентябрь только начало осени; Март лишь начало весны;
- если перед именной частью сказуемого находится один из соединительных союзов – тоже, также, и: Январь тоже зимний месяц; Ваня также мой друг; Ваня и мой друг;
- если перед именной частью сказуемого находится вводное слово, вводное предложение или обращение: Чтение, по словам Горького, лучшее учение; Учеба, мой друг, опора в жизни.
- если перед именной частью сказуемого находится дополнение или обстоятельство: Ваня сейчас студент; Иванов ему друг;
- если именная  часть сказуемого выражена кратким прилагательным: Жизнь прекрасна и удивительна;
- если в предложении присутствует инверсия: сказуемое стоит впереди подлежащего: Странный человек этот лекарь! СР.: Этот лекарь – странный человек!
Нередко трудно определить, что является подлежащим и сказуемым в предложении. Сказуемое можно заменить существительным в творительном падеже, подлежащее же – нет: Москва – столица нашей Родины; Столица нашей Родины – Москва; Москва является столицей нашей Родины.
2)      Расскажите об употреблении тире в неполных и эллиптических предложениях.
- Эллиптическим называется предложение, в котором невыраженное сказуемое не восстанавливается из контекста и не требуется для раскрытия смысла предложения: Секрет его обаяния — в доброй улыбке;
-  Тире в эллиптических предложениях ставится при наличии паузы на месте невыраженного сказуемого: В глазах у него — радость и надежда; Около пруда — долгожданный привал.
- Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на соревнованиях один из болельщиков, посмотрев на участников эстафеты, скажет: «Пришел!», остальные болельщики легко восстановят пропущенное подлежащее: Иванов пришел первым!
 - Тире в неполных предложениях ставится, если отсутствует сказуемое, или подлежащее, или дополнение и в произношении их отсутствие отмечается паузой: Одному — мои крики, а другому — мечты.
 - Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).
- Тире ставится в  частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где пропущенный член восстанавливается из первой части предложения: Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева — почти черная, с голубыми просветами, справа — седая, грохочущая непрерывным грохотом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, — мутно-синяя, в пыльных полосах дождя;
- В простом предложении с пропущенным сказуемым, указывающим на направление движения: Татьяна — в лес, медведь — за нею (П.).
- Тире может отсутствовать при меньшей интонационной расчлененности предложения: Со второго слова она мне: «А есть ли, батюшка, деревеньки?; Я к вам, посидеть;
 то же в предложениях, характеризующих субъект по местонахождению: Секретарь у директора; Он на заседании.
- Если отсутствующий член предложения восстанавливается из предшествующих предложений: — А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как!; В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей — хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой — обыкновенная водяная мельница. В пятой — обстановка хижины, где пастухи делают сыр.
- Тире ставится в предложениях, состоящих из двух компонентов со значением субъекта, объекта, обстоятельства (в разных сочетаниях) и построенных по схемам: «кто — кому», «кто — где», «что — кому», «что — куда», «что — как», «что — где», «что — за что» и др.: Учителя — школьникам; Журналисты — в горячих точках; Литературные премии — ветеранам; Учебники — детям.
Тире сохраняется и при перестановке частей: Вам — ключ от вуза.
Такие предложения распространены в газетных заголовках.
 - Следует различать предложно-падежные формы существительных в роли определения, когда тире не ставится, и в роли других членов предложения, когда тире необходимо. Ср.: Концерт для скрипки с оркестром (состоится завтра) — предложно-падежная форма выполняет функцию определения (концерт какой?) и Концерт — для скрипки с оркестром — предложно-падежная форма выполняет функцию сказуемого.
- В самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым, не восстанавливаемым из контекста, может ставиться тире. Такие предложения расчленены паузой на два компонента — обстоятельственный и подлежащный: За решеткой — сказочная птица; В переулках на селе — грязь по колено;

- Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; 
То же при выражении субъектно-обстоятельственного значения:
 В публике волнение; На душе тоска.
3)      В каких случаях употребляются соединительные и интонационное тире?
  Интонационное тире ставится
- для передачи интонационного разрыва между словами, возможных пауз: Правду — нужно говорить?; И вот — город. Проснулся — и бегом к морю; Я вернулся — на этот раз навсегда; Я должен работать — из-за куска хлеба.
 - для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения: Но чистых отделять от нечистых — не наше право, поверьте; Я вас спрашиваю: рабочим — нужно платить?;
- между членами предложения для выражения неожиданности: Через несколько минут загремели цепи, двери отворились и вошел — Швабрин.
Соединительное тире ставится:
-    между двумя (и более) словами, которые означают количественные, временные, пространственные пределы (значение «от ... до»): Перелёт Россия — Америка; Рукописи XI—XIV вв.; самолет Москва—Дели; поезд Санкт-Петербург—Прага—Брюссель; произведения искусства XV—XVI веков; рождественские каникулы в декабре—январе; одолжи мне сто—двести рублей (то же цифрами: 100—200).
 В этих случаях тире заменяет по смыслу «от... до». Если же между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить союз или, то они соединяются дефисом: приехал на четыре-пять  дней (но цифрами: 4—5 дней).
-  между двумя (и более) именами собственными, которые называют какое-либо учение, явление:  футбольный матч «Спартак» — «Зенит»; физический закон Бойля—Мариотта;
- между нарицательными существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при существительном: Проблема дорога — водитель — пешеход.






2. Методический блок.
Технологическая карта урока

Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока:
Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
Планируемые результаты

Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Предметные
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение работать в парах,
работать индивидуально и в группе
Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы, находить нужную информацию в учебнике.
отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы  
Знакомство с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
КОНСПЕКТ УРОКА
Этап урока
Цель этапа
Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика
Методы обучения Средства обучения
Формы обучения
Формируемые УВД
Результат
Организационный
момент
Организовать активную познавательную деятельность учащихся
Проверка готовности уч-ся к работе, сообщение темы, цели урока, порядка работы на уроке, мотивация
Организуют рабочее место,
участвуют в постановке цели урока
Беседа
Фронтальная
Л-мотивация учебной деятельности;
Р-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;
К-умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника;


Готовность рабочего
места к работе.
Вызов
Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемому вопросу.

Объяснение цели предстоящей работы.
Учащиеся самостоятельно составляют кластер по теме 
Составление кластера
Индивидуальная
П-систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
Р-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

Мотивация к дальнейшей деятельности.          
Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться.
Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией.
Работа в парах.
Фронтальная                 
П-систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
К-умение работать в парах
Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения.

Активизация деятельности учащихся.
Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера.
Учащиеся рассказывают о проделанной работе.
Работа в парах
Фронтальная
К-умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника;
Умение работать в парах
Стимулирование мыслительной деятельности.

Учитель предлагает прочитать параграфы 136, 137 (учебник «Русский язык. Теория. 5-9» под редакцией ) с использованием приема «инсерт».
Активизация внимания.
Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ-
Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт».
                                                                    
Учащиеся самостоятельно работают над выделением суффиксов причастий           
Работа в парах
Самостоятельная «Инсерт» (маркировка текста)


П- знакомство с суффиксами действительных и страдательных причастий настоящего времени,
П-систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
К-умение работать в парах
П- находить нужную информацию в учебнике
Умение решать учебную задачу
Осмысление материала
Активное использование полученной информации в конкретном тексте.
Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени.
Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ.
Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый
Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс).
Индивидуальная
Дидактический материал
К - умение работать в парах,
работать индивидуально и в группе
П - Знакомство с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Развитие коммуникативных навыков, умение систематизировать известные сведения по теме


Размышление.
Учитель задает вопросы: 1. Правописание каких частей речи проверяется в данном задании?

2. Правописание каких морфем проверяется в задании?

3. Что надо знать, чтобы правильно выбрать гласную в суффиксе действительных и страдательных причастий настоящего времени?
Учащиеся отвечают на вопросы               
Взаимоопрос                 
Фронтальная
К - умение работать в парах,
работать индивидуально и в группе

Умение делать вывод

Формирование собственной позиции.
Учитель предлагает выписать из предложений  только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки:
1. Около стро..щ..йся купальни барахтается в воде плотник Герасим (Тургенев). 2. В Ломоносове было два бор..щ..хся призвания – поэта и учёного (Белинский). 3 Метелица вскинул голову и оглядел эту колебл..щ..юся пёстр..ю толпу (Фадеев). 4. В тёмных каменных трещинах зеленел, колебл..мый ветром, дикий кустарник (Коптяева). 5. Всё утром дышит, ветерок играет в Тереке, на волнах вздымает зыбл..мый песок (Лермонтов).
Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимно проверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера.            
Составление алгоритма ответа.
Самостоятельная работа
П - Знакомство с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
П - составление алгоритма деятельности при решении проблемы,
Умение систематизировать материал.

Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом материале.
Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ.                             
Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ:
стро..щ..йся
бор..щ..хся колебл..щ..юся колебл..мый зыбл..мый
Частично-поисковый
Фронтальный опрос.  
П - отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы
П - Знакомство с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Умение формулировать цель обучения.

Постановка новых целей обучения.      
Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания.
Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе.             Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе.
Составление алгоритма
Групповая
К - умение работать в парах,
работать индивидуально и в группе
Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу.
Закрепление материала
Анализировать собственные мыслительные операции.
Учитель предлагает обратиться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя:
1. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я
1) расстрел..нный, дремл..щий, леле..л, хвал..щийся;
2) почу..в, пил..щий, раска..лся, раскле..в;
3) прола..л, прома..вшись, стел..щийся, раскле..нный;
4) вид..щий, чу..л, просе..нный, зате..в.
2  Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква И
1) слыш..мый, одобр..в, взлеле..нный, наде..вшийся;
2) раска..вшись, ре..вший, увид..л, завис..л;
3) расстро..вшись, замет..в, вид..мый, закле..л;
4) мысл..мый, постро..в, ненавид..л, зате..нный.
 3.Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я
1) пен..щийся, посе..в, ма..лся, бор..щийся;
2) потер..нный, запомн..вший, стро..щий, прове..л;
3) обкле..в, люб..щий, стел..щийся, очист..вшийся;
4) вер..щий, вид..щий, отча..лся, раста..вший.


Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем. Письменно выбор гласной.
Выполнение теста. Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ         
Самостоятельная работа
К - умение работать в парах,
работать индивидуально и в группе
Р - Умение оценивать результаты деятельности (своей –чужой), ,
Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу
Рефлексия
Целостно обобщать полученную информацию.
На доске прикреплен круг – солнышко. Учащиеся должны оценить свое эмоциональное состояние на уроке с помощью лучей голубого и желтого цвета. Желтые лучи – мне было интересно, много полезной информации, все понятно на уроке. Голубые лучи – я ничего не понял, занятие неинтересное, мне было трудно.
Учащиеся прикрепляют лучики к солнышку
Игровая деятельность
Фронтальный опрос
Р – умение  анализировать собственную работу
Подведение итогов урока, оценка эмоционального состояния учащихся
Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
Учитель дает инструктаж выполнения домашней работы
Учащиеся записывают домашнее задание

Индивидуальная
Р - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Дача домашнего задания
                                                                    
                                                                                                                                                                           
                                                                                                                            
                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                           









Комментариев нет:

Отправить комментарий