ГОТОВИМСЯ К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«У войны не женское лицо» (С. Алексиевич)
     «У войны не женское лицо», - эти слова, точно передающие безжалостную, противоестественную суть любой войны, давно стали крылатыми. Вообще, война - явление не только не женское, но и не человеческое. Однако особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в сопоставлении с женской сущностью, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства.  Все, что мы знаем о женщине, лучше всего «вмещается» в понятие  «милосердие».  Есть и другие слова: сестра, жена, и самое высокое – мать. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – слова-синонимы.  Но на самой страшной войне двадцатого века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но  и стреляла, бомбила, ходила в разведку. Женщина убивала.
    Белорусский  писатель Борис Васильев - один из немногих, кто затронул тему женской судьбы на войне, рассказав об этом пронзительно ярко.  Когда начинаешь читать его повесть  «А зори здесь тихие…»,  даже не предполагаешь,  насколько  трагичным окажется финал.    
    Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пяти девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Комельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак.
    Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась воина. Уже на второй день  Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив обычную  домохозяйку в бесстрашного солдата.
    Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат?
    Лиза Бричкина до войны жила в лесу. Она тоже совсем не знала жизни, мечтала о любви, семье. Жила и не понимала, какой счастливой она была.  
    Спокойно текла  жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь: сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший томик  Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья её  еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич может  надеяться только на чудо.
    Война не пощадила и красавицу Женю Комелькову. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. Так было, пока не пришла война:  на глазах у Жени фашисты расстреляли всю  семью, её же, рискуя жизнью,  спасла соседка.
   Пять  девушек — совсем молоденьких, полных желания жить, мечтать, любить — уходят небольшим отрядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполнение опасного задания: обнаружить и остановить диверсантов. Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, подвергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы, лишь бы остановить фашистов.  
. Война сделала так, что жизнь всех девочек оборвалась, не перейдя рубеж 1942 года.
   Они  не хотели войны и не думали о смерти, но судьба распорядилась по-другому.  Они отдали свои жизни, чтобы «зори были тихие»,  чтобы последующие  поколения жили счастливо. Читая повесть, начинаешь понимать, как ужасно умирать в двадцать лет. Все стремления, мечты обрываются на кусочке свинца, лезвии ножа, в болотной топи. Девушки вели себя героически. Конечно же, им было страшно. Вспоминаются  слова Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».  Пять девушек вместе со своим командиром, старшиной Васковым, перебравшись  через болото, при первой же встрече с немцами не пали духом. Они действовали с необычайной осторожностью, были  находчивы.  И страшно, что свою женскую красоту  эти девочки раскрыли  перед лицом смерти, защищая и защищаясь от фашистов. Так, красавица Женька Комелькова заставляет  немцев думать, что они наткнулись на целый полк солдат: «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?»  А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего - «стреляла, пока были патроны». Немцы ранили ее вслепую, «а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
    Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».
    Соню Гурвич закололи штыком прямо в сердце. Борис Васильев акцентирует внимание на этой детали: «Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза – грудь помешала».
   Эти страшные мысли Васкова с новой силой заставлять нас понять, что «у войны не женское лицо». Недаром, приготовив могилу для погибшей Сони, старшина горько думает: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»
    И эта мысль - один из важнейших посылов романа. Страшно, что гибнут женщины, потому что обрываются юные жизни, потому что женское предназначение - в созидании, а не в разрушении.  
    О войне написано много произведений, но повесть «А зори здесь тихие… » – необычное произведение, может быть, потому, что Б. Васильев сумел показать непривычную грань войны, которая воспринимается с особой болью.  Девушки, победившие войну и смерть,  навсегда останутся для нас молодыми.    Юлия Друнина, прошедшая войну, так скажет о своей молодости: «Не знаю, где я нежности училась, — Об этом не расспрашивай меня… Растут в степи солдатские могилы, Идет в шинели молодость моя». Женщина и война – эти  понятия несовместимы, потому что женщина – хранительница домашнего очага, она несет  добро, созидание, а война – это разрушение и зло.                      

Сочинение по литературе. Подвиг человека на войне.
Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить.   Каждый воспринимает эту фразу по-своему. Для некоторых подвиг - это в одиночку разбить врага. Для других - вместе со всеми достойно защищать свою Родину
Героем был и каждый отдельный человек, и весь народ. И все же люди оставались определяющим фактором.  На войне нет сверх героев. Герои все. Каждый делает свой собственный подвиг: кто рвется в бой, под пули, другие, внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов.
  Я же считаю, что настоящий подвиг - выйти из войны человеком, сохранить в себе гуманизм, остаться жить в согласии со своей совестью. Именно о таком подвиге человека рассказывает М Шолохов в рассказе» Судьба человека»
 О прекрасном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Многое испытал герой и доказал, какой силой может обладать русский человек.
   До войны жил он обычной, неприметной жизнью. Работал «в артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились "у них дети, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал человек подумывать о счастливой старости. «А тут вот она, война». Все надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело идти на встречу с врагом. Ужасные мучения испытывает любой человек, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужественные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и родных, но и ради жизни и спокойствия других людей.
Но воевать не так просто, как кажется. Во время боя трудно соблюдать порядок и ясность. Где враг, где свои, куда идти, в кого стрелять - все перемешивается. Так и Соколов в хаосе войны был контужен и попал в плен. «Пришел в себя, а встать на ноги не могу: голова у меня дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темно ...» Тут его фашисты и взяли. И здесь, в плену, начинаются страшные испытания. Люди отрезаны от Родины, шансов на выживание нет, а еще издевательства и пытки. «Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь ...» Кормили плохо: вода, баланда, иногда хлеб. А работать заставляли с утра до вечера.
    Но быть в плену - это не значит быть бесполезным стране. Это не предательство, не слабость. Даже в плену есть место подвигу. Нельзя падать духом, надо верить в победу, верить в свои силы и не терять надежды на спасение. Несмотря на то ,что человека лишили погон, оружия, он все равно должна оставаться солдатом, до конца быть верным своей Родине. Вот почему Соколов не может принять предательства Крижнева. Этот мерзкий и низкий человек готов выдать друзей ради своей жизни. «Своя рубашка к телу ближе», - говорит эта незначительность. И поэтому, выполняя свой солдатский долг, Соколов своими руками задушил предателя и не испытал при этом ни жалости, ни стыда, а лишь отвращение: «... как будто я не человека, а какого гада ползучего душил ...» Много еще пришлось Соколову увидеть и испытать в плену. Гоняли их по всей Германии, унижали, заставляли гнуть спину. И не раз смерть проходила рядом. Но самое, самое острое испытание случилось с Соколовым при встрече с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти нависла над ним. Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата, как настоящего сына Родины. Ведь умереть достойно тоже надо уметь! Не пойти на поводу коменданта и сохранить человеческое достоинство до конца смог Соколов.
    Я восхищена тем ,что он не спасовал перед фашистами, а, наоборот, показал себя достойно. И непреклонной волей Соколов отвоевал у судьбы право на жизнь. И даже немецкий офицер признал в Соколове личность, а не раба ,который  безответно идет на смерть.
      С необычайной силой возросла в Соколове тяга к Родине. И страх, и чувство опасности отступили на второй план, рискуя жизнью - всем, что у него осталось, - Соколов прорывается через линию фронта.
   Страшная была судьба Соколова. Он потерял близких, родных. Но важно было не сломаться, а выстоять и остаться солдатом и человеком до конца: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести ...»       И главный подвиг Соколова в том, что он не очерствел душой, НЕ обозлился на весь свет, а остался способным любить. И Соколов нашел себе «сына», того же человека, которому он отдаст всю свою судьбу, жизнь, любовь, силы. С ним будет в радости и в горе. Соколов жил не ради себя, не ради славы и почестей, а ради жизни других людей. Большой его подвиг! Подвиг во имя жизни!
     Размышляя о подвиге человека на войне, я невольно вспоминаю книгу Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Мы привыкли, что война - дело мужское, а Борис Васильев сумел повернуть тему войны такой стороной, которая меня поразила - война и девушки. Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак .Каждая из них могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни. Б. Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, - самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович  Васков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. 

     Для моего поколения Великая Отечественная война - далекая история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой Родины, учит доброте, человечности, любви к людям. Тема подвига человека на войне вечна. 



 «Война – жесточе нету слова»   А.Т. Твардовский.

  Что я знаю о войне? Многое. О какой бы войне мы ни говорили, всегда это связано с человеческими жертвами, горем, страданиями людей. Действительно, нет ничего жесточе войны. Прошло почти семьдесят лет со Дня  Победы советского народа в Великой Отечественной войне. С каждым днем становится все меньше живых свидетелей военного времени. Но память о тех событиях хранит литература о войне.
   М.А. Шолохов в своем рассказе «Судьба человека» показывает главного героя Андрея Соколова, жизнь которого близка каждому, испытавшему ужасы той поры. Находясь в немецком плену, он живет мыслью о доме, о семье, о встрече с родными. После освобождения из лагеря, Андрей узнает, что ни семьи, ни дома у него не осталось. В последние дни войны погибает его сын Анатолий – единственная родная душа. Герой мечтал, что будет нянчить внуков.  Я думаю, что не каждый сможет такое пережить. Добрый душой Андрей Соколов попадает в такие ситуации, когда ему самому приходится убивать, совершать несвойственные его характеру поступки. Однажды в церкви, куда пленных загнали фашисты, он убивает предателя. Разве он смог бы убить человека в мирное время? Он долго мучается из-за того, что «задушил гадину».
   О жестокости и ужасах Великой Отечественной войны пишет наш земляк, поэт Сергей Васильев. В поэме «Достоинство» он рассказывает о герое, военном инженере Дмитрии Карбышеве. Этот генерал в начале войны попал в фашистский плен. Он перенес такие муки, такую боль, которую мог испытать не каждый. Каким только изощренным пыткам его не подвергали фашисты: избивали, загоняли иголки под ногти, не давали спать, освещая высокомощными лампами. Зимой, выгнав на сильный мороз, обливали холодной водой. Не проронив ни слова, он погиб, превратившись в ледяную глыбу. Что может быть жесточе этого?
   Читая книги о войне, я все больше убеждаюсь в том, что нет ничего страшнее и жесточе ее, потому что человек рожден для жизни, а не для страданий и мук.



2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
 Сюжеты из произведений о войне актуальны и сегодня, потому что одной из самых тяжелых страниц нашей истории была Великая Отечественная война. В этом году мы празднуем 75-ю годовщину со Дня Победы над фашистской Германией. Трудно было на фронте, страшно было и в тылу. Уходит прошлое, но не забывается. Как эстафету мужества, храбрости, чести и долга передаем мы, сегодняшнее поколение, рассказы о русском национальном характере, о подвиге, сделавшем героев военного времени  бессмертными. И как бы не развивалось наше общество сегодня, время бессильно умалить подвиг русского человека в Великой Отечественной войне, подвиг, не знающий себе равных в истории человечества.
   Но нельзя забывать, с какими трудностями и с каким напряжением душевных сил сталкивался человек в тылу. Все тяготы военного голодного лихолетья легли на плечи стариков, женщин и детей. И жизнь была сурова к людям, жестоко лишая их хлеба, сна, тепла. Политика государства была понятна: «Все для фронта, все для победы!» А человек в тылу должен был держаться стойко: нельзя быть слабым, нельзя позволить себе взять горсть зерна детям, щепотку муки…Нельзя…Сколько же надо было сил, чтобы это пережить?! Ответом на этот вопрос являются произведения русской литературы.
    Мне хочется вспомнить повесть нашего курганского писателя В.Михайлова «Горький запах полыни». Автор с горечью рассказывает о голодных ребятишках, отправившихся на гороховое поле, где и застал их объездчик Фило… Шел 41-й год. Весь хлеб до зернышка сдали сельчане государству. Дети пухли от голода. Выручала картошка. Молоко шло в счет военного налога, но обрат получали для семьи. Весной ели саранки, пили березовку, ели медуницу, с которой болел живот. Надежда была на колоски, но их собирали с обязательной сдачей государству.  Автор подробно рассказывает читателю об этом, чтоб подготовить нас к главному. Застав ребят на гороховом поле, Фило зверски избил Алешу Белова. Мальчик чуть не умер, с трудом оклемался. А однажды взял ружье и выстрелил в Фило, ночью подкараулив его. Кто же прав? Автор заставляет нас задуматься, как человек должен жить в обществе, где царит жестокость: выполнять строго законы или помнить о том, что он, прежде всего, человек и живет среди людей. Как сказал Красненький, заступившийся за парнишку и спасший его от верной гибели, зарвавшемуся объездчику: «Сам виноват. Живешь ведь не в лесу, думай, что делаешь».
   Значит, все же человек должен быть человеком при любых обстоятельствах. Вспоминаются строки Горького: «Превосходная должность – быть на земле человеком». Доброта, милосердие, честность, долг, справедливость ценятся в любом обществе. Важно об этом помнить сегодня, завтра, всегда!

2.4. Как тема патриотизма раскрывается в одном из произведений русской литературы XX века? (По выбору учащегося.)
Патриотизм в лирике М.Ю.Лермонтова


   Что такое патриотизм? Это любовь к родине. Но ведь патриотизм может быть разным. Это может быть так называемый «ура-патриотизм» - не критикующая, не рассуждающая любовь: «Право оно или нет – это моё Отечество!» - вот один из лозунгов фашистской Германии. К чему привел такой патриотизм, мы знаем со школьной скамьи. Не любовь к родине может быть и другой – не закрывающей глаза на её недостатки.
   Как же тема патриотизма раскрывается в произведениях М.Ю.Лермонтова? «Лермонтов – поэт русский в душе…» - так говорил о Михаиле Юрьевиче В.Г.Белинский. Сам он признавался:  «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» «Странная любовь» поэта к России иногда похожа на чувства сына-подростка к матери – смешение чувства стыда с чувством любви: «…немытая Россия, страна рабов, страна господ…»
   Но большей частью это всё-таки гордость за свою страну: «Уж мы пойдем ломить стеною. Уж постоим мы головою за Родину свою!» Правда, гордость за родину чаще всего связана с прошедшими временами, среди современников для поэта героев нет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!» К прошедшим временам Лермонтов обращается и в произведениях «Новгород», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
   В «Песне…» Лермонтов удивительно точно уловил и воспроизвёл напевно-сказительный склад русской былины, с поразительной достоверностью воссоздав бытовые подробности   и историческую обстановку Москвы времён Ивана Грозного.
   Патриотизм – важная составляющая характера самого романтического героя Лермонтова – Мцыри. Именно любовь к Отчизне, к земле отцов властно зовёт его прочь из монастыря, от размеренного, налаженного образа жизни – на свободу, на Родину.
   Особенность патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова , на мой взгляд, состоит в том, что это – любовь к Родине с открытыми глазами. Поэт прекрасно сознаёт недостатки соей отчизны: «…страна рабов, страна господ…», сознаёт, но…любит: «Но я люблю, за то – не знаю сам…»
   Патроиотизм, любовь к Родине так или иначе пронизывает всё творчество М.Ю.Лермонтова, недаром Н.А.Добролюбов сказал о его стихотворении «Родина», что  Михаил Юрьевич Лермонтов учит любить родину «свято, чисто, разумно».



Комментариев нет:

Отправить комментарий