Родной русский язык

 

Прием «Лови ошибку!»

Задание : исправь ошибки, допущенные намеренно в данном тексте

Улици  города… Только пятдесят семь  лет прошло с тех пор, как сформировалась центральная площадь. Первый  девяти этажный дом построен в  тысяча девятсот шестдесят шестом  году. Парки, скверы, аллеи занимают четыреста петдесят  гектар  площади города.

Прием «Реставратор»

Задание: восстановите текст, вставьте пропущенные по смыслу слова.

Удаленный от центра России, город …. царизмом как место ссылки. Началось это еще при Петре I в 1771 году. С 1830 года в Кургане жили …… декабристы. За 27 лет в городе побывали 13……. В городе два …….., посвященных декабристам. Оба музея рассказывают об ………декабристов в Кургане.









Литературное краеведение в развитии мотивации к русскому родному языку

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности,  и образования каждого из нас

П.Вяземский

Одним из направлений в моей работе на сегодняшний день является использование литературного краеведческого материала в целях   мотивации к родному русскому языку. Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с литературой  Зауралья, родного Притобольного района, воспитывает любовь к слову. Литературное краеведение позволяет школьникам ощутить особенности языка произведений писателей и поэтов, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Формы и методы работы в этом направлении разнообразны:

·                   Подготовка и защита исследовательских проектов;

·                   Работа с архивными материалами;

·                   Проведение вечеров, утренников, поэтических часов;

·                   Выпуск газет, оформление стендов, альбомов;

·                   Подготовка презентаций;

·                   Использование текстов краеведческого материала.

  В целях создания проблемных ситуаций и поддержания интереса к   родному русскому языку в рамках работы с привлечением краеведческого материала использую уроки  и внеклассные мероприятия инновационных жанров: устные журналы, конкурсы чтецов, встречи с писателями,   урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическую игру, круглый стол, учебную конференцию, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры и родного края.                

Приведу примеры творческих, поисковых и исследовательских заданий, применяемых мною на уроках.

5-6 классы.

Задания, используемые для более глубокого постижения текста произведения и знакомства с творчеством писателя:

- найдите сведения о писателе (поэте, собирателе сказок);

- соберите и запишите пословицы и поговорки, записанные в нашей местности;

- соберите и запишите произведения малых жанров фольклора, записанные в нашем крае;

- найдите высказывания критиков о писателе (поэте)

7-8 класс.

- составьте викторину по использованным средствам выразительности в  произведениях писателя;

10-11 классы.

- Сборник произведений В.Потанина, составленный (имя, фамилия). При выполнении данного задания ученик выступает в роли составителя, автора сборника и вступительной статьи, ему необходимо знать творчество писателя.

В старших классах в начале или конце изучения творчества писателя рекомендую задания для индивидуальных или групповых исследований. Например, по творчеству В.Масляева:

- Поиск своего героя писателем;

- Семантика имен в творчестве В.Масляева;

-Особенности синтаксиса В.Ф. Потанина (на примере одного произведения);

- Необычность стиля писателя, автобиографичность произведений В.Ф.Потанина (на примере одного или нескольких произведений).     

Знакомлю ребят с фольклором Зауралья, обращаю внимание на развитие в нашем крае малых жанров фольклора: загадки, пословицы, поговорки, прибабуньки, считалки и другие. В 6 классе ребята знакомятся с русским народным земледельческим календарем – своеобразной, но мало известной школьникам энциклопедией русского народа. Обучающиеся представляют собранные ими произведения обрядовой поэзии – песни, приметы, игры, обряды, мифы, поскольку мифология пронизывает весь аграрный календарь. Знакомятся ребята и с хранителями народной поэзии.

В целях повышения интереса учащихся к изучению русского языка, помимо проблемных заданий, предлагаю обучающие и практические работы, письменные работы творческого характера, анализ использованных поэтом или писателем тропов. Чтобы постичь ученикам понятие особенностей авторского стиля писателя, например, при изучении повести «Капитанская дочка» предлагаю сравнить это произведение с повестью Д.Н.Мамина-Сибиряка «Охонины брови».

Прочитав и проанализировав произведения авторов о Пугачевском бунте, мы пришли к следующим выводам.

Д.Н. Мамин – Сибиряк  был  одним  из  первых  историков  Екатеринбурга,  посвятив  ему  ряд  своих  статей  и  очерков,  где  затрагивается  история  становления  и  развития  горной  столицы уральских  краев  в  XVIII – XIX  вв. 

 Устами Пугачева Пушкин высказал свою идею — народное восстание закономерно, но оно не приведет к желаемым результатам, потому что “не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.

Итак,  литературное  и  историческое  наследие А.С.Пушкина и  Д.Н. Мамина – Сибиряка  весьма  значительно.  Оно  помогает  глубоко  понять  прошлое,  социально – экономическое  развитие  России  в  период  капитализма,  особенно,  положение  и  быт  трудящихся,  их  участие  в  революционном  освободительном  движении  в  России, помогают понять минувшие события на Урале и в Зауралье.

В дальнейшем полученные выводы об авторской  манере письма помогают ученикам определять произведения писателей, отличать их от других авторов.

 Учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на литературном  краеведении, в рамках подготовки исследовательских проектов.

В исследовательской работе по рассказу В.Ф.Потанина  «Когда прошли дожди» мы решили показать особенности лексики и синтаксических конструкций.  Данная работа помогла расширить знания о синтаксическом богатстве русского языка.

Во-первых, если мы встречаемся с картинами природы на страницах данного текста, то здесь синтаксис изобилует  сложными предложениями: «В бору было душно, тропка заходила в канавы и овражки, там внизу журчали ручьи, сновали ящерицы, по лопухам скакали лягушки, шли тяжелые дурманящие запахи – прорастала трава, грибы, забирались вглубь земли корнями молодые сосенки, гнила старая чаща, где – то рядом кричал дикий голубь,  и ерзали на сучках сороки»

Таким образом, перечисляя  красоты зауральской природы, рисуя картины быта деревни, автор предоставляет нам возможность прочувствовать все многообразие, многогранность природы.

Во-вторых, не менее часто встречаются предложения, осложненные причастными или деепричастными оборотами («Закомалдин  диктовал теперь уверенней, сидел на кровати, спустив на пол ноги в теплых носках – деепричастный  оборот». Причастный оборот:  «Я стал ходить по комнате не смотрел больше на него хотелось выскочить на волю из душной горницы, что бы не видеть больше посиневших щек Закомалдина не слушать его полуживого, закрытого белой смертной простыней»). В данном случае обособленные определения и обстоятельства служат для придания выразительности, реализации авторской оценки, характеристики главных героев.

Что касается лексики, то в этом аспекте наблюдается определенная тенденциозность ее подбора. Отличает всю прозу Потанина особый самобытный слог повествования. Это и обилие слов «собственного производства» - неологизмов, и диалектных слов, и просторечий, и жаргонизмов, благодаря которым, зачастую, создается эффект «звучащей» речи простого деревенского работяги.  Речь героев рассказа стилизована под реально звучащую, ту, которую можно услышать в любой русской деревне. Потанин вкладывает в уста своих персонажей сниженную просторечную лексику, таким образом,  достигается эффект «настоящей», неэталонной речи, характерной для той среды, в которой мы встречаем и героя рассказа, и повествователя.

Данная категория слов представлена следующим образом: «на отшибе, топать, от тракта, лопнет, привалит, стал большим, песенник, сенки, изба, горница, удрал, учителка, синявки, вылупятся, худо, зачах, охота, пырнул, люба – голуба, занавески, шибко – то, дуй, на гулянку».

Весь синтаксис  и вся лексика прозы В. Ф. Потанина  сосредоточены на одной цели: выразить всю экспрессию безмерности чувств героев.

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «След  росы» А.И.Мосина принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия зауральской деревни семидесятых годов двадцатого столетия. Рассмотрев и проанализировав художественные средства, использованные А. И. Мосиным при создании образа героя, мы пришли к выводу, что основными средствами создания образов героев повести являются:

·                   речевые характеристики героев,

·                   авторские характеристики,

·                   портретные детали,

·                   художественные детали,

·                   интерьер,

·                   подтекст.

Речь – неотъемлемая часть образа. Она, как и художественные детали, отражает внутренний мир персонажа. Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный – посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой – в речи персонажей. В речи колхозников много пословиц, поговорок, просторечий, диалектных слов, речь специалистов отличается грамотностью, много профессионализмов встречается в повести.

Использованные автором художественные средства помогают раскрыть характер главного героя, сущность его поступков, подробно характеризуют жизнь колхозников, изменения облика деревни.  

Таким образом, А. И. Мосин через художественные средства на разных уровнях смог передать любовь к малой родине и заставить восхищаться бытом зауральского села, и в то же время любоваться такими разными по характеру персонажами. После прочтения повести «След росы» в памяти остаются два образа: образ Олега Орлова как яркое пятно в серой, скучной, повседневной жизни, второй образ Татьяны как легкая, неуловимая дымка, пришедшая к главному герою из прошлого, из счастливой юности.

На уроках русского языка предлагаю для анализа тексты местных авторов. А.И.Мосин в рассказе «Рябины дальний свет» приближает нас к быту деревни, обнажает проблемы современности, рисует необыкновенный образ женщины, матери, труженицы, страдалицы, как святой образ самой Родины. Народная речь делает рассказ исторически достоверным источником знаний о деревенской жизни. На примере данного текста  предлагаю учащимся задания по исследованию особенностей языка произведения:

1. Выделите ключевые фразы, в которых автор выражает свой взгляд на проблемы рассказа («Теснота да беднота сближает людей»; «А жись – она долгая, всему научит…»; «трудно судить взрослых детей, родителей, внуков»; «Нельзя сородичей чураться, грех великий!»)

         2. Назовите приемы создания образов (Описание условий жизни; прием сна; воспоминания о прошлом; психологический анализ; внутренние монологи героини; главный прием – антитеза; поступки героев; внутренний мир; взаимоотношения с другими людьми)

3. Найдите в тексте художественные детали, помогающие созданию образов героев («легковушка; хороший гарнитур; телевизор цветастый; Камаз Василия; белокурая гроздь рябины; судьба-злодейка; деревня-родительница»)

4. Сделайте вывод о достоинствах рассказа, об индивидуальности автора и запишите свои мысли (следует отметить глубокий психологизм прозы, умение автора достучаться до сердца читателя, неравнодушие к судьбе старшего поколения, зоркость, близость к бедам народным)

5. Найдите в тексте пейзажные зарисовки и выделите цитаты, соответствующие социальному быту, настроению героев («Зашевелилось, заворочалось городское утро шумливое, не то, что деревенское: без привычного рева коров, без пения петухов»; «В округе все есть – и леса с большими полянами ягод, с грибными местами, с куренями ягодного кустарника – боярышника, черемухи, калины, смородины, малины, с боровой дичью, зверьем и озера с пресной водой»; «Здесь все родное, дорого сердцу – и тропинки, и поляны, и голоса детей, любящие погляды Димы»; «Запахи прошлого не отпускали ее»)

6. Обратите внимание на речь героев рассказа, сделайте вывод, каков язык произведения (В рассказе много пословиц, крылатых выражений: «хлеб-соль на столе; доброе слово не в сундуке – на ладони; сердце надрывалось – родная кровь; ни курка-наседка, ни яйца – злата». Язык произведения прост, так как передает поток мыслей сельской жительницы поэтому автор использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Димушко, одеяльце, родненький, роднуля, деревенька, дитятки, малость.  В тексте встречаются  диалектизмы: «боротьба, тута, энто, легший, страждую, слухай, не суперечь,вокурат», просторечия «жись, че ли, шибко, кажись, деется, вишь, мине», эпитеты «холодные глаза, веселая деревня, шумливое утро», метафоры «обезголосилась деревня, каменный скафандр города», сравнения «Николка той жизни цветок»)

Подводя итог, хочу сказать, что накопленный материал по литературному краеведению я систематизировала в учебно-методическом комплексе  «Литература  Притобольного района», включающем в себя учебное пособие, хрестоматию, программу и методические рекомендации к реализации программы.

 В программе предложены примерные темы исследовательских проектов и творческих работ, а также требования к их написанию. Исследовательские проекты приведены в методических рекомендациях. Учебное пособие включает в себя сведения о поэтах и писателях Притобольного района, вопросы и задания к произведениям, в хрестоматию включены произведения местных авторов. Типология заданий способствует личностному развитию учащихся через планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), через содержание художественных текстов. Методическую разработку можно использовать в качестве дополнительного материала в контексте уроков или в качестве курса, рассчитанного на 12 часов, в 5-11 классах.

     Таким образом, работа по литературному краеведению,  направленная  на развитие мотивации к родному русскому языку,  позволяет увидеть особенности языка произведений местных авторов,  способствует формированию личностного отношения к произведениям и их героям. Активность учеников при обсуждении произведений, их реакция на поставленные вопросы, составление собственных суждений  - это важная часть систематической и вдумчивой работы над словом, которая будет эффективна тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

 

           Речевой этикет и культура речи на уроках родного русского языка

                              Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку

К.Г.Паустовский

 В соответствии с ФГОС НОО и ООО родной язык и родная литература являются обязательными для изучения и предусматривают изучение родных языков  из числа языка народов РФ, в том числе и русского языка. Одна из задач изучения родного русского языка:

воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания [[1] ].

Анализ педагогической литературы и собственный опыт работы с учащимися позволяет выбрать основные принципы обучения родному русскому языку:

        развитие мотивации к родному русскому языку через нестандартные задания творческого и исследовательского характера;

        использование литературного материала для развития индивидуальных способностей учащихся;

        обучение родному русскому языку через восприятие красоты языка в текстах  художественных произведений.

 Русский язык  выполняет коммуникативную функцию, является не только средством общения, но и средством познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность выпускника школы к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

 Через родной русский язык происходит приобщение ребенка к  духовно-нравственным ценностям, формирование духовно богатой личности, осознающей ценности собственной национальной культуры.

 Особое внимание на уроках уделяется формированию речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, в том числе связанной  с коммуникацией в интернет-пространстве. Речевой этикет и культура речи являются основой формирования коммуникативных УУД  в рамках изучения родного русского языка.  

 Остановлюсь на речевом этикете. В любой национальной культуре складываются свои правила и нормы общения. Совокупность таких правил и называется речевым этикетом. На уроках родного русского языка знакомлю учащихся с его особенностями, с использованием речевых формул этикета.

 Например, предлагаю такое задание: записать все известные речевые формулы приветствия, используемые в русском языке. Охарактеризовать формы приветствия с учетом того, в каких ситуациях и сферах общения они могут использоваться. Можно предложить составить «Словарь русского этикета для школьников», в который  рекомендую включить и устаревшие формы приветствия, и приветствия из молодежного сленга.

 Одной из особенностей русского речевого этикета является наличие речевых формул-благопожеланий  (Здравствуйте! Добрый день! Всего доброго! Благодарю!) Учащиеся составляют диалоги  и разыгрывают их, подбирают ответные вежливые реплики. Для работы  на уроке можно привлечь разные словари. Рекомендую  использовать для уроков «Словарь русского речевого этикета», толковые словари, с помощью которых можно обогащать речь учащихся, дополнять выписанные учениками речевые формулы.

  Задание: прочитать словарную статью на слово «хлеб» в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля и выписать из нее благопожелания. Сделать вывод о том, используются ли благопожелания в современной русской речи.

 Школьники готовят сообщения о русских пословицах и поговорках, о русских народных промыслах. Интересным кажется учащимся задание: описать этикетное поведение в данных речевых ситуациях. Например, нужно ли здороваться в магазине с продавцом? В школе вы встретили учителя, который не преподает в вашем классе. Нужно ли с ним здороваться? Это задание способствует формированию умения вести себя в различных ситуациях, применять в жизни вежливые этикетные формулы.

  В учебниках родного русского языка предлагаются тексты для анализа этикетных формул, комплексного анализа, работа с иллюстрациями, упражнения, нацеленные на освоение теоретического материала. Например, раскройте понимание ключевых слов раздела «Культура речи».

  Культура речи – «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»[2],  умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.

 Культура речи связана с языковой нормой. Языковая норма – одно из основных понятий в учении о правильности речи. Норма – это социально одобряемое правило, то есть общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках, рекомендованное ими. В процессе уроков родного русского языка проводится работа, направленная на совершенствование способности овладения орфоэпическими, лексическими, фразеологическими, словообразовательными, грамматическими (морфологическими и синтаксическими), пунктуационными, стилистическими нормами. Например, предлагаю такие задания:

Орфоэпические нормы:

Расставьте ударение (орфоэпическая разминка)

 Агрономия

Газопровод

Жалюзи

Избалованный

Духовник

Звонишь

Кухонный

Облегчить

Ходатайство

  В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). сИроты    2) Отрочество 3) пУрпур   4)  крапИва

Предлагаю ребятам написать рассказ с использованием трудных слов для запоминания акцентологических норм. Приведу пример получившихся  рассказов:

Инна Н.: «Бабу Ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старая ворожеЯ знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть ее страдание. ЗнАхарка взялА зубчАтый кУхонный нож, накрошИла в кастрюлю свЕклы, щавелЯ, кАмбалы, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, старушка стала с сосредоточением помешивать вАрево.

И наконец все было готово. Баба Яга принялА лекарство, и недУг был побежден. Потом старушка села обедать и вспоминала, наблюдая в окно, теплые Августовские вечера.

Рита Н.: Обычно мне по вечерам звонИт моя подруга Алина. Сегодня, поздним Августовским вечером, мы обсуждали наши пристрастия. Я рассказала о том, что люблю тОрты, слИвовый компот. Алина поделилась, что ей по душе разные бАнты, шАрфы. Она спросила у меня, откуда я чЕрпаю вдохновение для создания новых рисунков. Мне кажется, что у нее они получаются красИвее. Хотя я трачу много времени на рисование, выкладываюсь донЕльзя. ФенОмен в том, что ее картины хороши, хотя она и не скрывает, что старается облегчИть себе жизнь. И все же, хоть мы и разные, мы дружим, нам комфОртно вдвоем.

Лексические нормы:

Составьте словосочетания со следующими паронимами:

Столб – столп, хозяйский – хозяйственный.

Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары:

 Сокрушённо, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивлённо, сокрушительно, удивительно.

В каком предложении вместо слова ОБСУДИТЬ нужно употребить ОСУДИТЬ?

1). По пути на завод Илья Матвеевич с Александром Александровичем успели ОБСУДИТЬ множество вопросов.

2). Я решаюсь чистосердечно и сколько возможно короче изложить всю повесть моего авторства, чтобы дать возможность ОБСУДИТЬ меня.

3). Старушки на лавочке у подъезда, чуть завидев Юльку, считали необходимостью единогласно ОБСУДИТЬ ее внешний вид.

4). Для утверждения в члены молодежного парламента нам предложена была кандидатура Артема Восковцова, которую тут же и надо было ОБСУДИТЬ.

Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное:

Чтобы добиться успеха, надо (принять-предпринять) (эффектные-эффективные) меры.

Отредактируйте предложение:

Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.

Грамматические нормы (морфологические):

От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.:

 Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины, сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи.

Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.:

Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление.

           Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1). Не хватает времени  2) самый способнейший 3) три зайца 4)около него

Грамматические (синтаксические нормы):

Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом:

 Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

 Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стараясь добыть драгоценную слоновую кость,

1)      Многие слоны становятся жертвой охотников.

2)      Поголовье слонов сокращается с каждым годом.

3)      Охотники безжалостно истребляют этих величественных животных.

4)      Не допускается их массовое истребление.

 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)      В этот последний вечер детства они были как-то особенно веселы и беззаботны.

2)      Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей.

3)      Все больше в нашей стране людей, занимающихся спортом.

4)      Когда смотришь вокруг, создается впечатление, что ты здесь когда-то уже бывал.

Комплексный анализ текста позволяет формировать умение увидеть в тексте то главное, во имя чего он создан,  и высказать свое отношение, свое понимание. Главное - содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникло желание откликнуться на основные мысли автора. Словом, текст должен рождать потребность в отклике. Предлагаю для анализа отрывки из произведений Д.С.Лихачева, Ю.Бондарева, стихотворения в прозе И.С.Тургенева и другие. Вопросы могут быть такими:

·                  Объясните смысл названия.

·                  Найдите доказательства основной мысли текста.

·                  Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

·                  Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания.

·                  Докажите, что это текст. Укажите средства связи между предложениями.

·                  Выпишите словосочетания с наречиями, произведите лексический, морфемный, морфологический разбор одного из наречий.

·                  Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

·                  Объясните орфограммы.

·                  Подготовьтесь к сжатому изложению.

·                  Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

·                  Объясните пунктуационные правила.

·                  Дайте толкование слов.

·                  Напишите сочинение – отклик на те мысли, которые выражены в тексте. Приведите примеры, чтобы аргументировать свои выводы.

Еще одна проблема, которая возникает на уроках русского языка, заключается в неправильном выборе учащимися слов при построении высказывания. Для того чтобы мысль и чувство говорящего или пишущего были понятны окружающим, нужно хорошо знать значение слов в высказывании. Не исключено, что и сам ученик не всегда точно знает значение употребляемого им слова. Можно предложить следующие задания:

·                   Какие ассоциации вызывают у вас слова? (экзамен, дача, рынок, волк и др.)

·                   Закончите предложение: Как истинный француз, он……

·                   Найдите в словаре значения не до конца понятных вам слов

·                   Найдите в заголовках газетных статей преобразованные крылатые выражения

 Некоторые задания направлены на получение незнакомой, интересной и полезной информации. Например:  Что обозначают выделенные слова в стихотворном отрывке? Почему автор употребил их здесь? В какой степени использование им соответствующих фактов оправдано и соответствует литературным нормам современного русского языка?

Нас отец, а ухватку любя,

Называл не детьми, а сынами.

Он сажал нас обапол себя

И о жизни беседовал с нами.

(А.Твардовский «Братья»)

 

   Таким образом, уроки родного русского языка расширяют представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа, о языковой картине мира, о закономерностях и основных тенденциях развития русского языка. Особое место занимают вопросы речевого этикета и культуры речи, которые способствуют активизации познавательной деятельности школьников, гармоничному развитию личности, формированию коммуникативных УУД.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий