Педагогическая олимпиада -2018.Литература. Конкурсное задание.


Литература.

1. В1904 г. К.Д. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» писал:
«В течение XIX века мы видим одновременное существование двух противоположных литературных  направлений.  Наряду  с  Диккенсом  мы  видим  Эдгара По,  наряду  с Бальзаком и Флобером – Бодлера, наряду с Львом Толстым – Генриха Ибсена».
О каких «двух противоположных литературных направлениях» говорит поэт?
Ответ: символизм и реализм

2. В  декабре1896 г.  А. Волынский  дает  такое  определение  этому  новому  направлению в искусстве и литературе:
«Сочетание  в  художественном  изображении  мира  явлений  с миром  божества.  В  этом определении  ясно  выступают  два  начала… Как  и  всякое  искусство, [он]  обращен к простым и наглядным событиям жизни, к миру для всех очевидных фактов, к явлениям природы и явлениям человеческого духа. Чем точнее и трезвее восприятие, чем меньше романтического дыма в описании конкретных фактов, чем яснее и холоднее созерцание, тем лучше для искусства. Обладание, как можно более широкое, миром явлений должно быть положено в основу всякого философского или поэтического творчества».
О каком направлении в искусстве и литературе идет речь?
Ответ: символизм

3.Укажите название произведения, о котором идет речь в письме автора к К.К. Случевскому (1862 г.):
«Если читатель не полюбит<его> со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной  сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю  – я виноват и не достиг своей цели. Но «рассыропиться», говоря его словами, я не хотел: хотя через это я бы, вероятно,  тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение (и кажется, я его проиграл) – чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины
выросшая из почвы, сильная, злобная, честная– и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, – мне мечтался какой-то странный pendant Пугачевым и т. д. – а мои молодые современники говорят мне, качая головами: "ты, братец, опростоволосился и даже нас обидел».
Кто автор письма?
Ответ: И.С.Тургенев «Отцы и дети»

4. Укажите название произведения, о котором идет речь в письме автора к М.С. Щепкину(1836 г.):
«Есть еще трудней роль во всей пьесе… Я не знаю, выберете ли вы для нее артиста. Боже сохрани, <если> ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес театральных. Он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам… Но он вовсе не должен шататься на стуле; он должен только раскраснеться и выражаться еще неожиданнее и, чем далее, громче и громче.
Я сильно боюсь за эту роль».
Кто автор письма?
Ответ: Н.В.Гоголь «Ревизор»

5. Определите средства выразительности в предложенном тексте.

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома? (Н.Гоголь).

а) Антитеза;
б) олицетворение;
в) эпитет;
г) синекдоха;
д) перифраза.

Ответ: синекдоха

 

6. Какое средство художественной выразительности(иногда это средство выразительности называют и стилистическим приемом) использовано в выделенных фрагментах текста?

Устало все кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,

О жизни говоря незримой, но знакомой...

О ночь осенняя, как всемогуща ты

Отказом от борьбы и смертною истомой!

(А. Фет)

Ответ: олицетворение


7. В чем заключается своеобразие композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»?
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!


Ответ:
Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 году. В основе этого стихотворения лежит реальное событие:  однажды во время прогулки в Троице-Сергиеву лавру поэт увидел, как молодые люди бессердечно бросали слепому нищему камни вместо милостыни.
 Стихотворение построено на сопоставлении нищего, которому бросают камушки и безнадежно влюбленного лирического героя. Композиционно стихотворение состоит из трех частей. Первая часть (повествовательный момент) - картина жизни бедного нищего, увиденная поэтом. Вторая часть (описательный момент) -  страдания и мука бедняка. Кульминационная часть (третья строфа) основывается на контрасте: чувства лирического героя, мольба о любви, горькие слезы и обман. Все лучшее, что есть в душе лирического героя, — любовь, поклонение, восхищение, — все это перечеркнуто  юной героиней. В ответ на молитву о любви он получает лишь обман, подобно нищему. Лирический герой понимает, что счастье его несбыточно, он словно прощается со своей мечтой о любви. В стихотворении отражены печальные страницы любви Лермонтова к  Е. Сушковой, которая не скрывала своего насмешливого отношения к его чувствам.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору («И взор являл живую муку, И кто-то камень положил»), ряды однородных членов («От глада, жажды и страданья»), инверсию («куска лишь хлеба он просил»), ассонанс («Стоял просящий подаянья»). Все эти средства выразительности ярче и глубже подчеркивают страдания лирического героя.
8. Какие чувства определяют общее эмоциональное звучание приведенного стихотворения Б. Окуджавы? Какую роль в стихотворении играет контраст?
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой,
С войной покончили мы счеты —
Бери шинель, пошли домой!

Война нас гнула и косила,
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына —
Бери шинель, пошли домой!

К золе и к пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись —
Бери шинель, пошли домой!

А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,—
Бери шинель, пошли домой!

Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним —
Бери шинель, пошли домой!

Мы все — войны шальные дети,
И генерал, и рядовой,
Опять весна на белом свете —
Бери шинель, пошли домой!
Ответ:
 Б. Окуджава честно стремился найти духовную опору в советской истории, в романтике военных лет. Лирика поэта о войне созвучна  творчеству поэтов-фронтовиков:  русский человек готов идти на  врага и, если потребуется, умереть ради жизни на Земле, во имя Родины, отчего дома. В стихотворении «Бери шинель, пошли домой!» нет военных сражений и подвигов. Как и все стихи о войне, это произведение «не столько о войне, сколько против нее», по словам самого поэта. В стихотворении соединяются разговорные и песенные мотивы. Эту песню считают военной, фронтовой и победной. А родилась она через тридцать лет после Великой Победы - в 1975.  Тема стихотворения – след, который оставила Великая Отечественная война в сердце каждого человека. Стихотворение построено на контрастных образах: лето – зима, война - дом, «гнула и косила» - «пришел конец», «четыре года мать без сына» - «пошли домой», «зола и пепел улиц» - «пропавшие скворцы», «день вчерашний» - дом, генерал - рядовой, война - весна. Как литературный приём контраст служит для более полного раскрытия образа через противопоставление. В стихотворении Булата Окуджавы с помощью  контраста  показаны чувства лирического героя после войны:
К золе и пеплу наших улиц
опять, опять, товарищ мой,
скворцы пропавшие вернулись...
Наступила долгожданная Победа, и нет для бойца ничего ценнее возвращения домой, к мирной жизни. Однако радость Победы омрачена памятью о тех, кто уже никогда не вернётся домой, к матери, к жене, к детям. И нет слов, которые могут передать эту боль, и нет оправдания, почему не всем суждено увидеть и испытать счастье мирной жизни. В стихотворении автором рисуется резко противоположная картина: на фоне пепелищ скворцы символизируют начало новой, счастливой мирной жизни. Весна -  символ этой жизни - особо остро чувствуется у могил погибших товарищей. Радость от окончания войны мешается с чувством горечи за тех, кто недожил и не сможет радоваться миру. Идея стихотворения – обращение к погибшим как к живым, память о подвигах советских солдат. Кульминация стихотворения звучит в пронзительных строках:
А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,—
Бери шинель, пошли домой!
9. Деталь играет значимую в художественном произведении.
9.1.Докажите это в эссе «Роль детали в художественном произведении». Приведите  примеры из русской литературы.

Ответ:
Создавая художественное произведение, писатель обращает внимание на особенности словесного выражения и размещения "деталей". Деталь - не только средство достоверного, правдивого изображения действительности, но и способ построения символического обобщения. Верно найденная художественная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в текст, нередко становится ключевым символом, помогающим понять авторский замысел. В символ деталь вырастает тогда, когда она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Например, своеобразной художественной эмблемой осознаются ландыши в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», темные стены монастыря в поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, шинель Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» Н.В.Гоголя, халат Обломова в романе Гончарова, звуки барабана и флейты, под которые истязают солдата, в рассказе «После бала» Л.Н.Толстого, звуки мазурки в этом же произведении передают состояние счастья героя.
Деталь (франц. -detail- мелкая составная часть чего-либо, подробность, деталь) - это самая малая единица предметного мира произведения, художественная подробность, которая призвана представить изображаемый характер, картину, действие, переживание в их своеобразии, неповторимости. Деталь может заключать в себе большую смысловую и эмоциональную информацию. М. Горький об особой роли детали сказал так: «Главное – найдите деталь…она осветит вам характеры, от них пойдете, и вырастут и сюжет и мысли».  В. Набоков писал: "Читая книгу, следует, прежде всего, замечать детали и наслаждаться ими".
Деталь всегда многозначна, она требует расшифровки. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». В произведении описаны картинки с изображением истории блудного сына, которые украшали «обитель» Самсона Вырина. Эта евангельская притча имеет прямое отношение к истории Дуни. В романе Ф.М. Достоевского художественная деталь тоже связана с христианской традицией: отрывок из Евангелия «Иуда Искариот предает Иисуса Христа». В этой притче есть мотив предательства, мотив предательства присутствует и в  романе: Иуда предает Христа за 30 сребреников, Марфа Петровна выкупает Свидригайлова за эту же сумму в обмен на женитьбу. Соня вынуждена жить по желтому билету в обмен на 30 сребреников для своей семьи. Это своего рода предательство. В эпизодах «Разговор Сони и Раскольникова»,  «Разговор с Порфирием Петровичем» Раскольников упоминает отрывок из Евангелия «Воскрешение Лазаря». В эпизоде «Прощание с матерью» Раскольников просит помолиться о нем, значит, вера для Достоевского – человеколюбие. В этом эпизоде мы видим Раскольникова с Евангелием (именно на каторге он открыл его для себя), чувствуем, что вера помогла ему излечиться от порочных мыслей и раскаяться, вера в человека, вера в будущее и любовь Сони. С текстом Евангелия в романе  связаны эпизоды, где раскрывается  характер Сони Мармеладовой, несущей милосердие и страдание. Образ Сони перекликается с образом Марии Магдалины. В христианской мифологии Мария Магдалина – раскаявшаяся грешница, преданная последовательница Христа. Таким образом, художественные детали в романе связаны с главной  темой сюжетных параллелей в романе Достоевского  – воскресение человека, так как это ключевая проблема романа.
 В композиционной роли детали можно разделить на два основных вида:
 -детали, указывающие на движение, изменение, преобразование картины, обстановки, характера и т. п.
 -детали, изображающие, рисующие картину, обстановку, характер и т. п. в данный момент.
Мастером описательных деталей был Бунин, например: «Мерин задрал голову и, разбив копытом луну в луже, тронул бодрой иноходью»  («Последнее свидание»); или: «Пробежала собака в холодной тени под балконом, хрустя по сожженной морозом и точно солью осыпанной траве» («Суходол»).  Признанным мастером детали был А. П. Чехов. Знаменитая деталь - блестящее звездой горлышко от разбитой бутылки - была найдена Чеховым в рассказе "Волк".
Из приведенных примеров ясно, что деталь вводится в текст  произведения не ради украшения, а ради убедительности, яркого изображения образа героя. Закончить хочется словами А.П. Чехова: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…»

9.2. Напишите эссе «Халат Обломова…»

Ответ:

В центре романа И.А. Гончарова – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова.
В первой части романа автор раскрывает наиболее важные черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают гоголевские традиции в изображении героя, Гончаров акцентирует внимание на деталях домашнего обихода, отражающих характер хозяина. Так туфли и халат приобретают символическое значение: они характеризуют внутреннюю борьбу Обломова.
В этой части романа нет напряженности, практически нет действия. Перед нами история одного дня. Обломов дремлет, просыпается, вспоминает о чем-нибудь, дремлет дальше. Он в ужасе от любого перемещения, боится переезда в другую квартиру. Пространство романа сужается до комнаты, до дивана, на котором лежит Обломов.
Расслабленное состояние героя, его лень, размеренность подчеркивается самой его любимой вещью – халатом, в котором герою тепло и удобно. Халат можно  просто накинуть на себя, не затрачивая определенных усилий на то, чтобы одеться полностью. Халат является «говорящей деталью» в изображении  Ильи Ильича Обломова. Гончаров использует его как символ, проводя параллели между героем и предметом.
Из описания халата мы узнаем о характере, жизни, привычках и образе мыслей Ильи Ильича. «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат, который носил Обломов, был из персидской материи: «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу…» Эта деталь показывает нам, что в Обломове воплотилась азиатская, восточная часть многоликой русской души. Ведь жизнь на Востоке является более размеренной, в отличие от западной жизни, которая более динамична и стремится к прогрессу.
Автор показывает читателям  путь духовного развития главного героя, а судьба халата повторяет этот сложный путь. Большое влияние на Обломова оказала Ольга Ильинская. После знакомства с нею  в герое просыпается любовь, и именно Ольга заставляет Обломова изменить образ жизни. Любовь заставляет Илью Ильича встать с дивана и снять свой халат: «Идти вперед - значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!» И халат исчезает из обихода Обломова.
Тема любви занимает важное место в романе. Любовь, по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герой проходит испытание любовью. Ольга Ильинская для Обломова была недосягаемым идеалом. Впервые он ждал самоотверженной, безоглядной любви, когда можно пожертвовать «спокойствием, молвой, уважением». А Ольга ждала от Обломова энергии, деятельности, проявления воли. Но каждый выбирает такую жизнь, которая соответствует его идеалу: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов находит утешение на Выборгской стороне у Агафьи Матвеевны.
Как только любовь к Ольге уходит из жизни Ильи Ильича,  халат вновь появляется на страницах романа. Когда Обломов поселился у Агафьи Матвеевны, автор говорит, что его герой «с халатом простился давно и велел спрятать его в шкаф», но хозяйка вновь «надевает» халат на Обломова, тем самым возвращая его к прежней жизни, в которой ему «легче дышится». Халат здесь предстает как символ угасания воли к жизни. Агафья Матвеевна «заботливо зашивает дыры», как бы закрывая просветы души Ильи Ильича.
Итак, халат является стержневым образом в композиции романа, в нем выражается суть «обломовщины» как социального явления. Халат становится материальным двойником Обломова, эта деталь помогает увидеть линию развития жизни главного героя. Предмет и человек тесно взаимосвязаны. Именно халат ограничивает Обломова, мешает ему двигаться дальше, развиваться, стремиться к той жизни, о которой он всегда мечтал. В доме Агафьи Матвеевны «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка, появляется снова.

10. Герой романа Ф.М.Достоевского» Преступление и наказание» в разговоре  с Раскольниковым произносит следующие слова:  «…солнцу прежде всего надо быть солнцем».
·        Кто этот герой?
·         О ком он говорит? Почему?

Ответ:

    Слова «…солнцу прежде всего надо быть солнцем» говорит Порфирий Петрович в эпизоде последней встречи с Родионом Раскольниковым. Следователь напоминает Родиону о его статье и признается, что подобным идеям тоже был подвержен в молодые годы: «Вспомнил тут я и вашу статейку, в журнальце-то, помните, еще в первое же ваше посещение в подробности о ней-то говорили. Я тогда поглумился, но это для того, чтобы вас на дальнейшее вызвать». Он признается, что эта статья ему показалась знакомой, но не из-за того, что читал раньше, а из-за сходства мыслей: «Я теперь вам скажу, что ужасно люблю вообще. То есть как любитель, эту первую, юную, горячую пробу пера. Дым, туман, струна звенит в тумане».
Порфирий Петрович показывает Родиону всю несостоятельность его идеи с высоты своих лет: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случая-с, когда помутилось сердце человеческое…» Порфирий Петрович сочувствует Родиону Раскольникову,  хочет сделать все для этого преступника: «Я поконченный человек, больше ничего. Человек, пожалуй, чувствующий и сочувствующий, пожалуй, кое-что и знающий, но уж совершенно поконченный. А вы – другая статья: вам бы жизнь приготовил… Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».  Следователь не верит, что Раскольников может уйти от ответственности, он понимает, что совесть Родиона сильнее закона, и рано или поздно он будет страдать и мучиться.
Таким образом, теория  Раскольникова о праве сильной личности начинает терять совершенность и прилекательность. Молодой человек постепенно понимает, что его мысли античеловечны. Страшно, что эти мысли живут не только в голове Раскольникова, они были порождены временем и нищетой, безысходностью, злобой, равнодушием  к другим людям. Сам Порфирий Петрович в прошлом был таким же, и поэтому, как никто другой, понимает душевные переживания Раскольникова и помогает ему разобраться в себе.

2. Методический блок.
Технологическая      карта   урока  литературы
Предмет, класс:    литература, 11  класс
Тема  урока: «Если душа родилась крылатой» (Поэтический мир М.И.Цветаевой)
Цель  деятельности учителя:      Обеспечить постижение обучающимися художественного своеобразия поэзии М.Цветаевой.
Цель  урока       : Отметить  особенности лирического начала цветаевской лирики,  увидеть важнейшие черты лирической героини
Задачи:
        Овладение знаниями о жизни и творчестве М.Цветаевой;
        Анализ и интерпретация  поэтического текста;
        Развитие читательской культуры;
        Воспитание эстетического вкуса учащихся
Тип  урока         : Урок  - поэтическое кафе
Основное содержание темы: Жизнь и творчество Цветаевой, наблюдение  над  лирическим текстом, стихи поэта, темы стихов Цветаевой
Планируемые результаты:
Личностные:

        Воспитание уважительного отношения к поэзии Серебряного века;
        Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, учебник, Интернет – ресурсы и др.)
Метапредметные:
Познавательные

        Понимать проблему;
        Выдвигать гипотезу;
        Структуировать материал;
        Подбирать аргументы для подтверждения  собственной позиции,
Регулятивные
        Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
        Проводить самооценку собственных знаний и умений;
Коммуникативные
        Действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
        Удовлетворительно владеть техникой и нормами общения;
Предметные:
 В познавательной сфере (интеллектуальной):
В ценностно-ориентационной:
        Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания
        Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и  культуры;
В коммуникативной сфере
        Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
        Умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
В эстетической сфере
        Умение отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа
        Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
        Эстетическое восприятие произведений литературы.

Оборудование : Компьютер, мультимедийный  проектор, презентация о М.Цветаевой,,портреты поэтессы; музыкальное сопровождение урока (вступление, заключение), видеоролик «Мне нравится…», песня на стихи М. Цветаевой "Рябину рубили горькую», «Писала я на аспидной доске», «Под маской плюшевого пледа», видеоролик «Евгения Добровольская читает стихи Цветаевой»",
Наглядно - демонстративный материал:    
Меню урока
1. Четыре  стола, оформленные, поверх них ткань
2. голубая свеча, подсвечник;
3. жемчуг;
 4. ананас;
 5. таблички для столиков;
 6. пригласительные билеты;
 7. портрет поэтессы;
 8. ветка рябины;
 9. шкатулки;
 10. выставка книг поэтессы и книг о ее судьбе;
Основные  понятия: Лирический герой, художественное своеобразие
Используемые ЦОР: 
Тренажер для заучивания наизусть http://fcior.edu.ru/card/5988/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-m-i-cvetaevoy-moim-stiham-napisannym-tak-rano-istoriya-sozdaniya-stihotvoreniya-bazovoe-izuchenie.html
 шаблон презентации (http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg
грамота (для создания рамки)
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png  перо, чернильница, бумага
http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg  ручка - 1
http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg  ручка – 2
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/   
КОНСПЕКТ УРОКА:
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, средства
Форма работы
Формируемые УУД
Результат
1) Организационный этап.



 
Организовать деятельность учащихся
Откройте ссылку  http://www.proshkolu.ru/user/paderina46/file/6247957/   Звучит лирическая музыка первой части Концерта №2 С.В.Рахманинова.
  Здравствуйте, дорогие ребята! Как хозяйка нашего  поэтического кафе я рада вас приветствовать здесь и предлагаю вам войти в «тот мир очарований, в тот мир из серебра» и вновь соприкоснуться с поэзией  начала XXвека!
Работают по ссылке, слушают музыку
Словесные, наглядные (По источнику изложения учебного материала).
Фронтальная
Л- Воспитание уважительного отношения к поэзии Серебряного века;
Готовность к уроку
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Определить цели и задачи урока, мотивировать деятельность учеников
Откройте ссылку  https://infourok.ru/videorolik-mne-nravitsya-chto-vi-bolni-ne-mnoy-klass-1292975.htm
Звучит романс М.Цветаевой « Мне нравится, что вы больны не мной…»
Вряд ли найдется человек, который не слышал этих удивительных строк. И пусть кому-то неизвестно имя их автора, строки этого стихотворения, ставшего  песней, своей человеческой жизнью заслужили право на память в сердцах не одного поколения.
- Ребята, назовите автора этого романса.
Слушают романс, отвечают на вопросы
Репродуктивные
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Л -Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, учебник, Интернет – ресурсы и др.)
Мотивация учащихся к реализации целей урока
3) Актуализация знаний.
Обеспечить постижение учащимися художественного своеобразия поэзии М.Цветаевой.
Учитель знакомит с гостями кафе, называют их, пользуясь меню урока.  Предлагает дать название кафе.
Ученики знакомятся с меню. Предлагают различные названия для кафе.
объяснительно-иллюстративные
Устный анализ, беседа
П - Структуировать материал;
Подбирать аргументы для подтверждения  собственной позиции,
Р-Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Учащиеся готовы к восприятию материала.
4) Усвоение новых знаний учащимися.

Отметить  особенности лирического начала цветаевской лирики, увидеть важнейшие черты лирической героини
Учитель знакомит с фактами биографии поэтессы, с воспоминаниями о ней
 Переходят  по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dad8a33f-a15d-4cfd-b70a-5190cefc3f0e/Cvetaeva_Kto_sozdan_iz_kamnya.pdf  Читают стихотворение
Исследователь-
ские (по характеру учебно-познавательной деятельности).
индивидуальные задания


5)  Первичное закрепление знаний.

Корректировать знания обучающихся по теме,  устранить пробелы
Учитель дает задание по стихотворению «Моим стихам».
Инструкция к работе: Перейдите к компьютерам, откройте модуль, нажмите на строку – воспроизвести модуль. http://fcior.edu.ru/card/5988/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-m-i-cvetaevoy-moim-stiham-napisannym-tak-rano-istoriya-sozdaniya-stihotvoreniya-bazovoe-izuchenie.html
Работа со стихотворением «Моим стихам, написанным так рано…»
поисковые
практикум
П - Анализ и интерпретация  поэтического текста
Заучивают стихотворение наизусть
6). Проверка понимания выполненных заданий.

Научить приемам работы с художественным текстом
Творческое задание «Единое целое».
 На столиках лежат конверты, в которых находятся строки стихотворений, посвященные Цветаевой поэтам,  в хаотическом порядке.
Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»  читает учитель.
 Вслушайтесь в звучание этого стихотворения и ответьте на вопросы:
- Какое впечатление у вас от стихотворения?
Творческое задание первому столику: «Три шкатулки»: отражается ли в стихотворении  отношение лирической героини к любви как к «поединку роковому»?
Творческое задание третьему столику: Как вы считаете, это женская поэзия?
(Иосиф Бродский считал, что в этом стихотворении звучит голос трагедии. Голос колоссального неблагополучия. Согласны ли вы с Бродским?)
Творческое задание второму столику: «Три шкатулки»: можете ли вы уловить в стихотворении  ритмы, интонации, идущие от народных заплачек, заговоров, заклинаний.
.
Творческое задание четвертому столику: «Три шкатулки»: Найдите в стихотворении образы, восходящие к фольклору. Как такие образы помогают Цветаевой усилить выраженные в этом стихотворении чувства?
Учащиеся  складывают их в единое целое, затем читают, а учитель сравнивает с оригиналом.





 (речь человека задыхающегося, выбитого из колеи)








Словарная работа:
Заплачки, причитания  - один из древнейших фольклорных жанров, выражающих горестные чувства, которые вызваны смертью, болезнью, разлукой и т.д.
Заговоры, заклинания – словесные формулы, обладавшие, по народным приметам, магическими (чудодейственными, волшебными) свойствами
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Групповая
Индивидуальная
П - Развитие читательской культуры;
Воспитание эстетического вкуса учащихся
К - Действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия
П - Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и  культуры
Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по уроку
Наша встреча подошла к концу.  В поэтическом кафе принято всегда дарить цветы. Ребята, выразите, пожалуйста, свои чувства, мысли, эмоции! Какое впечатление осталось у вас после изучения творчества М.Цветаевой?
Выберите цветок определенного цвета, который соответствует вашему настроению. Посмотрите на эту чудесную клумбу. В нашей клумбе только яркие, веселые, нежные, прекрасные оттенки. Я рада, что вы покидаете наше кафе с хорошим настроением.
Послушайте небольшое напутствие на будущее:
Стихи не нужны недотёпам и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю.
Учащиеся выбирают цветок определенного цвета, который соответствует настроению, высказывают свое мнение об уроке
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Фронтальная
П - Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
Эстетическое восприятие произведений литературы.
Р- Проводить самооценку собственных знаний и умений
Умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания разного типа



Комментариев нет:

Отправить комментарий