Педагогическая олимпиада - 2019. Литература. Конкурсное задание.


РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ «МОТЫЛЕК»
Падерина Ирина Александровна, 
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Раскатихинская СОШ»
Притобольный район
89638685244
«Забитость является точным синонимом авторитарной морали. Эта мораль есть страх обнаружить личность, вера, что самостоятельность – это грех»… Эти слова принадлежат Александру Круглову. Они точно передают безжалостную, противоестественную суть политики тоталитаризма. Многие писатели рассказали о катастрофическом характере  тоталитарной системы для судеб России, о ее абсолютной враждебности разумному и гуманному ходу жизни, о ее стремлении подавить человека, превратить его в послушный винтик в государственном механизме.
Современная   российская писательница  Гузель Яхина родилась в Казани. С самого детства ее привлекало творчество. Литературный дар унаследовала от деда. Его сказки и любовь к классике сформировали личность будущей писательницы. Маленькие рассказы она начала писать еще в школе, многие из них впоследствии вошли в ее книги.  Сегодня Г.Яхина известна всему миру. Знаменитый роман "Зулейха открывает глаза" о нелегкой судьбе татарской женщины, на долю которой выпали страшные испытания в годы сталинских репрессий, экранизирован, и скоро фильм увидят зрители. Она одна из немногих, кто затронул тему детской судьбы в тоталитарном государстве, рассказав об этом пронзительно ярко.  Когда начинаешь читать ее рассказ  «Мотылек»,  представляешь,  насколько  трагична  жизнь маленького человека в мире бесчеловечности и злобы. 
Смысл названия рассказа заключается не только в том, что так «по-домашнему» называли Митю. Мотылек – бабочка, летящая к свету и обжигающая крылья. Рассказ «Мотылек» - короткое произведение о мальчике, пытавшемся вырваться с Острова. Остров – это символ безысходности, унижения, страшной действительности. Здесь на пяти храмах находится лечебница для душевнобольных. Люди здесь лишены человеческого звания: они  - «белые», им нет обратного пути с Острова («Убежать отсюда было нелегко»). Они оторваны от дома, лишены свободы, чувства человеческого достоинства («Два тела. Одно мужского пола, второе женского…). Мотылек замечает случайного арестанта, сыгравшего в его судьбе особую роль («а этот худоба под грифом «Ч» не был белым. Совсем»). Дед во время расправы над внуком не ожидал отпора ни от кого, тем более от бесправного арестанта, но от удара головой получил огромную лиловую шишку. Последними словами, которые слышал Мотылек, были слова угроз в адрес белого. Эта встреча сделала Мотылька и арестованного равными: бессловесными винтиками страшной государственной машины.
Вопреки человеческому опыту новый советский порядок все сломал, все перевернул самым противоестественным и бесчеловечным образом. С Острова нет выхода ни арестантам, ни санитарам. Жителей заставили заниматься лютым и страшным беззаконием: «охота на беглецов стала одним из любимых развлечений санитаров». Из поколения в поколение переходят злоба, жестокость, ненависть – ничего не меняется в их жизни («в начале восьмидесятых здесь насчитывалось уже немало династий - люди работали в лечебнице во втором и третьем поколении»). Всем правит закон Острова, то есть лютое, страшное беззаконие.
Автор заставляет нас задуматься, что сделало таким бессердечным деда. Глазами мальчика мы видим «выцветшие бледно-голубые глаза», «узкие глаза», «железную руку»,
«жесткую задницу», «смрадный запах», «извилистые борозды морщин», «крутые выступы надбровных дуг», «подушки набрякших век над бойницами глаз», «узкую щель рта». Дед был озлоблен на себя, на внука, на весь мир  («был малой частью, мелким органом этого огромного и пугающего красного тела»). Детально автор описывает издевательства взрослого мужчины над ребенком: «бил Мотылька нещадно», «скинул Мотылька за шкирку в реку», «хлестанул ремнем». Несмотря на изощренные методы пыток деда, мальчик уверен, что победит его. Победить не удастся мух, когда дед подвесит его к притолоке. В эти страшные минуты Мотылек думает о смерти («Лучше умереть»). Другая страшная мысль приходит в голову мальчика – убить деда. Эта мысль отменяла все – «тычки, удары, побои, полосование, привязывание к кровати, подвешивание, багровые синяки, пульсирующие болью шишки, ссадины с открытым мясом посередине». Автор усиливает впечатление от испытаний, выпавших на долю ребенка, с помощью эпитетов: убийство деда отменит и «резкую, ноющую, глухую боль». Картина смерти деда настолько увлекает воображение Мотылька, что он мучительно засыпает («темнота отступила»).
Одиночество мальчик испытывает не только в родном доме (там близка ему только «помятая фотография мамы»), но и в школе. Согревает мысль о любви к Любе и образ любимого учителя Романа Романовича. Но любовь к девушке рассеивается, когда Мотылек видит будничную сцену любовного свидания Любы и санитара, понимает душой всю нелепость этой сцены, ее неуместность, чувствует ложь и грязь. Для Мотылька остановилось время. На Острове все как будто застыло: и жизнь, и чувства, и «вынужденное» образование. Мотылек живет одной мыслью: «вырваться отсюда». Мальчик встрепенулся, услышав рассказ  о подземном ходе со Свияжска до центра Казани. Навеянные легендой, мысли о прошлом Острова не отпускали Мотылька, когда он решил понаблюдать за облавой.
Страшно, что участие в облаве принимало все население Острова от мала до велика, вознаграждение «было прописано в специальном приказе Наркомвоенмора», но страшно другое – шли помогать «из здорового веселого азарта». С иронией автор говорит о тех, кто наделен властью над белыми: «войско в белых халатах», «армия белой рекой потекла через храмовые ворота». Мотылек противопоставлен толпе: он хочет спасти сбежавшего. Парцелляция подчеркивает стремительные мысли мальчика, торопливость принятия решений («Чтобы его унесло ветром», «В картофельном поле»). Автор использует риторические вопросы и риторические восклицания, помогающие понять, что происходит в душе мальчишки (Вот это было бы здорово!», «Может, попытаться найти …и спасти?») Сравнение Мотылька с белкой подчеркивает его быстроту  и ловкость. Страшная находка – утопленник – вселяет Мотыльку мысль о победе «над красными храмами», о ней мальчик не хотел доносить. Но утопленником оказался Роман Романович… Еще одно жизненное разочарование, боль одиночества. А еще и зловещий звук колокола известил о поимке белого.
Для мальчика нет пути назад. Только вперед, куда бы этот путь ни привел. Кромешная тьма, вдох-выдох, смутные очертания стен, сырой холод, крысы, вода…Кульминацией рассказа является борьба мальчика с крысами, победа человека над животными. («Он оскалил зубы и с низким лаем бросился вперед»). Потом сознание мальчика путается. Ему снятся кони, всадники, разговор, горящие факелы, короткое ржание. Явь и сон, урок истории и взятие Казани, подземный тайный ход и Мотылек…Односоставные предложения подчеркивают четкость действий мальчика, его некоторую осторожность и целеустремленность («Оттолкнулся, взлетел в темноту. Отдышался. Решил опять ползти. Пополз») Мотылек спасен: он оказался далеко от Острова, в центре Казани. Мальчик проходит трудный путь: интернат для глухонемых, детский дом, скитания по многим городам и весям…
Финал рассказа все же трагичен: Мотылек через 21 год возвращается на Остров, «чтобы участвовать в восстановлении разрушенных храмов». В сознании каждого жителя Острова жива мысль: «Остров никого не отпускал от себя», не отпустил он и Мотылька. Таинственную власть имел Остров, поэтому и вернулся сюда Мотылек («кто пытались покинуть эту землю, возвращались к ней»). Автор не дает никакой надежды на то, что Мотылек обрел покой и счастье. Наверное, вся страна превращена в Остров, из которого ничто не поднимется, никто не спасется, ничего не найдет, кроме великого разорения и нужды, беспросветности и безволия. С другой стороны, восстановление разрушенных храмов вселяет надежду, что человек нашел смысл жизни, нашел веру в светлую жизнь.
Автору удалось в малом жанре – рассказе – воспроизвести прошлое страны, осмыслить трагедию людей. Человек привыкает к боли, к страданиям, к смерти. Обыденно и сухо Гузель Яхина говорит о жизни на Острове: «они влачили и кончали свою жизнь здесь», «времена были тяжелые, душа болела тогда у многих», «персонал отстроил себе добротные дома, обзавелся скотиной, развел огороды». Правда, с уютом и благоустройством счастье не пришло.  В произведении много риторических вопросов и вопросительных предложений. Они помогают понять мысли Мотылька, его волнение, поведение персонажей. Задавая вопросы, Мотылек  не ждет ответа. Не от кого…Он один среди Острова…
В рассказе, мне кажется, используется цветовая символика, связанная с религией: «красные храмы», «освещенные пламенем заката», «налиты тяжелым красным цветом», «кумачовые стяги», «желтый свет лампы», «багровые синяки», «слабый желтый свет». Доминирующим цветом является  красный, реже встречается черный, белый  и зеленый, та же цветовая гамма использована в иконописи, но с другой смысловой нагрузкой. Таким образом, желтый цвет – цвет того мира, того пространства, в котором совершается травля людей, злодеяния против человека. Красный цвет в рассказе – это цвет убийства. Зеленый связан с образом Мотылька («маленькое живое существо в зеленой штормовке») – это цвет обновления, веры, надежды. Белый цвет связан с человеком под грифом «Ч» («не застегнутая рубашка белым парусом»), это цвет воли, свободы. Санитары тоже в белых одеждах, обитателей храмов называют белыми, но здесь белый цвет становится цветом угрожающим, несущим трагедию и боль. «Белые ловят белого», - думает мальчик.  Такой прием, на мой взгляд, погружает нас в ту атмосферу, позволяет ощутить чувства Мотылька, проникнуться сочувствием к нему. Много в рассказе и риторических восклицаний, что подчеркивает напряжение сил героя («Подождите!», «Мой сбежал! Мой!») Лексический повтор в рассказе способствует пониманию душевной борьбы Мотылька.
В рассказе много эпитетов: «тихий мокрый звук, пружинисто спрыгнул, длинные наказания, лиловая шишка». Метафоры подчеркивают боль и весь ужас положения человека на Острове: «серебристая нитка слюны», «вложит в расправу всю душу», «кровавый огонь заката». Напряженность момента подчеркивается парцелляцией («Или убить деда!», «Три», «Много»). Встречаются в рассказе сравнения: слезы уксусом обожгли глаза, тряпичной куклой повис, удары колокола как августовский гром, тело выплывало тяжелым бревном, дыхание горело огнем, стол как гробовая плита. Рассказ больше представляется как поток мыслей автора и чувств Мотылька, поэтому много просторечных слов и экспрессивно окрашенной лексики: дяденька, сука политическая, сучонок, параша, недобитка, худоба, чревоточина, случаем, давайте-ка, утекать, Липучка, щелбаны, пол-литра, олухи, мразь недоношенная, выблюдок.  
 Хочется отметить еще одну авторскую особенность: автор использует художественную деталь – тряпичный человечек. Это не только человечек, изготовленный как ловушка для деда, но и тряпичным человечком свисало тело Мотылька из крепких рук деда, тряпичного человечка напоминал утопленник Роман Романович, арестант напоминал «марионетку, ведомую пьяным кукольником», несколько раз Мотылек вспоминает, «как вечером разложит тряпичного человечка». Вероятно, автор этим подчеркивает разрушительное отношение к людям и всей жизни, превращение человека в марионетку, винтик, тряпичного человечка. В этом - вредоносная сущность тоталитарного государства. Рассказ напоминает кинохронику: настолько быстро меняются картины, лица, настроения.
Достоинством рассказа Гузель Яхиной надо считать, конечно, глубину раскрытия темы человека в тоталитарном государстве под несколько новым углом, психологизм рассказа, умение в малом жанре решать большие проблемы, умение достучаться до сердца читателя.
Тема, затронутая автором, никогда не перестанет быть актуальной.  О разрушительной силе тоталитаризма написано много произведений, но рассказ «Мотылек» – необычное произведение, может быть, потому, что Г.Яхина сумела показать непривычную грань этой темы, которая воспринимается с особой болью. Дети и жестокость, дети и страдания – понятия несовместимые. Хочется вспомнить слова Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». Именно об этом заставляет задуматься рассказ «Мотылек» Гузель Яхиной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий