В помощь ученикам

Задания по исследованию особенностей языка рассказа А.И.Мосина "Рябины дальний свет":

1. Выделите ключевые фразы, в которых автор выражает свой взгляд на проблемы рассказа («Теснота да беднота сближает людей»; «Нельзя сородичей чураться, грех великий!»)

2. Назовите приемы создания образов (прием сна; психологический анализ; внутренние монологи героини; антитеза)

3. Найдите в тексте художественные детали, помогающие созданию образов героев («белокурая гроздь рябины; деревня-родительница»)

4. Сделайте вывод о достоинствах рассказа, об индивидуальности автора и запишите свои мысли (глубокий психологизм прозы, умение автора достучаться до сердца читателя)

5. Найдите в тексте пейзажные зарисовки и выделите цитаты, соответствующие социальному быту, настроению героев («Зашевелилось, заворочалось городское утро шумливое»; «Здесь все родное, дорого сердцу – и тропинки, и поляны, и голоса детей, любящие погляды Димы»)

6. Обратите внимание на речь героев рассказа, сделайте вывод, каков язык произведения (В рассказе много пословиц, крылатых выражений: «доброе слово не в сундуке – на ладони; ни курка-наседка, ни яйца – злата»). Язык произведения прост, так как передает поток мыслей сельской жительницы, поэтому автор использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Димушко, одеяльце, родненький, роднуля.  В тексте встречаются  диалектизмы: «боротьба, тута, легший, страждую», просторечия «жись, че ли, шибко, кажись», эпитеты «холодные глаза, веселая деревня», метафоры «обезголосилась деревня, каменный скафандр города», сравнения «Николка той жизни цветок»)












B8 - что такое метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Примеры
B8
Средства художественной выразительности
Возможные трудности
Добрые советы
В тексте могут встретиться уже существующие в русском языке слова, переосмысленные автором и употребленные в необычном для них сочетании, например: родниковый язык.
Такие слова можно считать индивидуально-авторскими неологизмами только в том случае, если они приобретают в данном контексте некое принципиально новое значение, например: водяной – «слесарь-сантехник», четвертовать – «выставить оценки за четверть».
В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.
Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.
Ночь цвела золотыми огнями.
Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).
Сравнение как изобразительный прием бывает трудно отличить от случаев употребления союзов (частиц) как, будто, словно с другими целями.
Это точно наша улица. Люди видели, как он скрылся в подворотне.
Чтобы убедиться, что в предложении есть изобразительный прием сравнение, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения.
Это точно наша улица. — здесь нет сравнения, употреблена утвердительная частица точно.
Люди видели, как он скрылся в подворотне. — здесь нет сравнения, союз как присоединяет изъяснительное придаточное.
Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмник. — в этих предложениях в качестве изобразительного приёма используется сравнение. Облако сравнивается с воздушным змеем, чайник — с радиоприемником.
Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.
На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня.
Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.
На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова.
Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.
И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.
 Повторите самостоятельно это все:
Антитеза;
Градация;
Устаревшие слова как изобразительный приём;
Разговорная и просторечная лексика как изобразительный приём;
Фразеологизмы как изобразительный приём;
Оксюморон;
Сравнение;
Метафора как изобразительный приём;
Гипербола;
Олицетворение;
Эпитет;
Перифраза;
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение;
Лексический повтор;
Синтаксический параллелизм;
Неполнота предложений (эллипсис);
Прямая речь как изобразительный прием;
Индивидуально-авторские неологизмы



                            Написание   не с различными частями речи.
Название частей речи
Пишется слитно
Пишется раздельно
Имя существительное
Столкнутся с неприятелем, ненависть
Не приятель, а враг.
Имя прилагательное
Неверный ответ, невзрачная внешность
Ответ не верный, а  ошибочный; не жёлтый, не железный.
Имя числительное
_
Не три, не второй.
Местоимение
                Некому
Не к кому, не ты, не этот
Глагол
Невзлюбить
Не любить.
Деепричастие
Ненавидя
Не глядя
Причастие
Ненавидящий взгляд, невыспавшийся ребенок.
Не открытое, а закрытое окно; не выполненная вовремя работа.
Наречие
Невзрачно выглядеть
Неслышно встать
Не громко, а тихо
Ничуть не высоко
Далеко не умно.










Самостоятельная работа.  Осложненное списывание по русскому                                                                                              языку 7 класс.
                                                             В лесу.

       Мы продвига…мся медленно поперёк лесной реч…нки. Мне (не) много жутко, так как я ничего, даже воды, (не) вижу, но я всё (же) ничем (не) выдаю своего страха. Наконец, мы выход…м на упругий песча(н,нн)ый берег, (не) под...лёку от (не) большой полянки. Только теперь замечаю, что ночь ( не) сколько посветлела.
       От земли поднялся туман. На его седом фон… (не) ясно вырисовываю…ся большие сосны. В их (не) подвижности среди никем (не) нарушаемой тишины чувствуется что (то) суровое. Я (не) знаю, много ли проходит врем…ни. Внезапно мой слух пор…жается странным звукам, так что я (не) вольно вздрагиваю от (не) ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди.  Они  тороп…тся, будто вторя друг другу, и лес (не) медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком. «Это журавли(н,нн)ые  стаи  начали свою утреннюю перекличку», - ш…потом говорит мне мой спутник.
      Стихло. Всё вновь погружается в прежнюю ничем (не) возмутимую тишину. Как я ни прислушивался, ничего (не) мог различить, кроме (не) прерывного глухого шума.

                                                                                                                                                                                                        (По А. Куприну)

Комментариев нет:

Отправить комментарий