Социологический опрос по ПАВ

Методика работы над социологическим опросом.

В рамках цикла классных часов по профилактике ПАВ с учениками 11 класса провели социологический опрос, с результатами которого выступили на родительском собрании.
Этапы работы над социологическим исследованием:
1. прежде, чем приступить к такому исследованию, необходимо сформулировать цель, которой ты хочешь добиться, что именно ты собираешься изучать, и как будешь использовать полученные сведения.
Потом нужно определиться, мнение какой группы людей тебя интересует. При этом надо учитывать, что выводы, которые ты сможешь сделать после анализа результатов, также имеют определённые границы. Так, данные, которые ты получил, проводя исследование в классе, не могут дать представление о ситуации во всей школе. Для того, чтобы сделать достоверные выводы, тебе нужно не менее 50 респондентов.
2. теперь нужно решить, как проводить исследование. В социологии используются самые разные формы – наблюдение, анализ документов, опрос-интервью, опрос-анкетирование. Какой из них выбрать?
С помощью анкеты можно за сравнительно короткий срок узнать мнение большой группы людей. Данные анкеты удобны для анализа и математической обработки. Отвечать на вопросы анкеты зачастую проще, чем беседовать глаза в глаза с интервьюером – далеко не всякий будет в этой ситуации искренним и открытым.
Как подготовить анкету для исследования?
3. мы с учащимися выделили несколько ключевых моментов, которые должны присутствовать в анкете:
а) необходимо написать цель вашей анкеты;
б) анкета должна начинаться с обращения к человеку, который отвечает на ваши вопросы;
в) необходима краткая инструкция к анкете;
г) в начале анкеты разместить несколько контактных вопросов;
д) затем идут основные вопросы по вашей теме анкетирования;
е) самый важный вопрос ставится в конце анкеты (ваше отношение к этим действиям, что надо сделать, чтобы этого не было в обществе?);
ж) поблагодарить человека, который заполнял анкету.

С учащимися класса мы попытались составить анкету по вопросам употребления алкоголя, курения, приёма наркотических веществ, противотравного поведения в обществе. В работе над составлением анкет приняли участие 8 учащихся из 11 класса.
Приведу пример обобщенной анкеты, которая получилась из вопросов учеников.



Анкета для учащихся школы.

Мы предлагаем обсудить тему, связанную с опасными привычками современной молодёжи – курением, употреблением алкоголя, наркотиков, противоправным действиям.
Дорой, друг. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты. Нам очень интересна Ваша точка зрения!
Прочитайте вопросы анкеты и дайте ответы на предложенные вопросы.
Заранее благодарны!
1.     Как Вас зовут?
2.     Сколько Вам лет?
3.     Где вы учитель или работаете?
4.     Знаете ли Вы, какие существуют вредные привычки в молодёжной среде?
5.     Есть ли среди твоих друзей те, кто курят, употребляют алкоголь, наркотические вещества, совершают противоправные поступки?
6.     Подвержены ли Вы сами, каким либо из этих плохих привычек?
7.     Если да, то, что вы употребляете и с какого возраста?
8.     Что вас толкнуло на приём этих веществ?
9.     Хотели бы Вы избавиться от этой зависимости? Что вам не даёт это сделать?
10.                       Знаете ли Вы способы выхода из сложных жизненных ситуаций? Если   
     знаете, то подскажите один из способов.
11.                       Если у Вас хобби? Чем Вы занимаетесь в свободное время?
12.                       Как вы считаете, почему люди приобретают вредные привычки?
13.                       Как вы считаете, оказывают ли негативное влияние вредные привычки на здоровье и судьбу человека?
14.                       Что надо сделать, чтобы в обществе не процветали алкоголизм, курение, наркомания, противоправные действия?
Мы благодарим Вас за сотрудничество!


Составив данную анкету, мы провели социологический опрос среди учащихся среднего и старшего звена нашей школы. В нашей школе с 5 по 11 класс обучаются 58 учащихся. На вопросы анкеты отвечало 47 учащихся, это составляет 75,5% от общего числа учеников. Проведя анализ, мы заметили закономерность:
- все учащиеся среднего и старшего звена знают о пагубном влиянии на организм человека алкоголя, наркотиков, табакокурения, но чем старше ученики школы, тем большее их число курят и употребляют спиртные напитки;
- многие не видят ничего плохого, если в их компании, кто-то употребляет
алкогольные напитки или курит;
- никто не назвал, что кто-то из его друзей употребляет наркотические вещества. Радует то, что все осознают, что выйти из наркотической зависимости практически невозможно, поэтому все отвечают, что не хотели бы даже пробовать наркотики;
- нас удивили те ответы, что первую сигарету и порцию алкоголя многие учащиеся попробовали не в молодёжной среде, а дома. Это говорит о том, что во многих семьях эти пороки процветают, и дети не видят в этом ничего предосудительного. Это ещё раз подтверждает, что моральные принципы во многих семьях учащихся школы, очень низкие;
- все отмечают, что преодолеть эти пороки в обществе можно, если заниматься спортом, больше проводить досуговых мероприятий в школе и на селе, улучшить материальное положение людей, искоренить в обществе безработицу, чтобы не было страха перед завтрашнем  днём. Однако, анализируя ответы учащихся, хочется отметить, что претензии к обществу высказывают как раз те ученики, которые не имеют хобби, не хотят заниматься спортом в спортивных секциях в школе, с неохотой участвуют в культурно-массовых мероприятиях в школе и на селе.  То есть их жизненная позиция – потребитель. Во всех неудачах и провалах готовы винить любого, только бы самим ничего не делать. Нам кажется, что этим учащимся необходимо срочно менять своё отношение к жизни и обществу.
С результатами социологического опроса мы выступили на родительском собрании перед родителями старшего звена. Думаем, что у многих будет повод для размышлений.


Комментариев нет:

Отправить комментарий