Дистанционное
обучение должно стать нормой в российской системе образования, чтобы
выравнивать условия его получения на всех уровнях.
Премьер-министр
России Дмитрий Медведев
Дистанционное
обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной,
вечерней, экстернатом). Очевидна актуальность дистанционного обучения,
которое открывает новые возможности,
значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу
обучения.
Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих
доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное
взаимодействие обучающихся и учителей в процессе обучения, предоставление
обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала,
а также в процессе обучения.[1]
Одним
из перспективных направлений развития дистанционного обучения является
взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических
идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает
рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику.
Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно
ориентированной системе образования.[2]
Дистанционное
обучение выступает средством индивидуализации образования. Задача
телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения,
учесть индивидуальные особенности школьников, предоставить им выбор в формах,
темпах и уровне их образовательной подготовки.
В
настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с
обучающимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых
массово выделяется среда интернет-пользователей. Введение новых стандартов
способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и
требований к программному обеспечению.
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики
дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие
дистанционному образованию. В средствах дистанционного обучения используются
все виды информационных технологий, но
преимущественно новые информационные технологии, средствами которых
являются компьютеры, компьютерные сети,
мультимедиа системы и т.д.
Обучающиеся
при дистанционном обучении оказываются в совершенно новых условиях не только
потому, что находятся на расстоянии от учителя, но и потому, что для
эффективного обучения они должны обладать навыками работы в Интернете. К
обучающимся дистанционно предъявляются высокие требования к личностным
качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Ученики должны
владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного
приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности.
Технология
дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением
материала происходит с помощью использования компьютерных телекоммуникаций в
режиме электронной почты, Skype, прочих информационных ресурсов сети Интернет. Для
дистанционного обучения характерны следующие особенности:
• «Гибкость». Учащиеся занимаются
в удобное для себя время, в
удобном месте и в удобном темпе. Каждый может заниматься столько, сколько ему
лично необходимо для выполнения заданий.
• «Дальнодействие». Расстояние от места
нахождения учащегося до образовательного учреждения (при условии
качественной работы связи) не является препятствием для эффективного
образовательного процесса.
• «Асинхронность». Подразумевается тот факт, что
в процессе обучения обучающий и обучаемый
работают по удобному для каждого расписанию.
• «Охват».
Эту особенность иногда называют также
«массовостью». Количество
обучающихся не является критичным параметром.
• «Преподаватель». Речь идет о новой роли и
функциях преподавателя.
• «Обучающийся». Требования к обучающемуся
существенно отличаются от традиционных.
Дистанционное
обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети.
Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более
оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства
информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные
формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация,
видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся
быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю
осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.[3]
В
процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные
типы информационных услуг:
·
электронная почта;
·
телеконференции;
·
пересылка данных (FTR- серверы);
·
гипертекстовые среды (WWW – серверы);
·
ресурсы мировой сети Интернет (страницы
World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
·
видеоконференции.
В
нашей области способ организации дистанционного обучения связан с использованием
компьютерных телекоммуникаций в режиме видеоконференцсвязи. Перспективность
такого вида обучения очевидна: учитель может читать проводить уроки «в живом эфире», имея при этом возможность
общения с учащимися. При такой организации предусматривается по возможности
использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и
мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая аудио и
видеоконференции. Видеоконференции с участием высококвалифицированных
специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы
проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.
Одной
из причин введения дистанционного обучения
является нехватка педагогических кадров в малокомплектных школах. С 2013
года в Притобольном районе реализуется
дистанционное обучение, которым охвачено
три класса Давыдовской основной
школы: 7,8,9 класс. В данной школе нет учителя – предметника, поэтому уроки
литературы ведутся дистанционно. Ученики обучаются очно в традиционной школе,
но кроме очных педагогов с ними непрерывно работает удаленный от них
сетевой учитель из Раскатихинской
средней школы. Седьмой год я веду уроки литературы в Давыдовской основной школе
через видеоконференцсвязь. Дистанционное обучение осуществляется и сетевым
учителем, и тьютором.
В
условиях дистанционного обучения тьютор
демонстрирует свое умение видеть
технологические, организационные, социально-экономические и
социально-психологические возможности получения максимального педагогического
результата. Основной задачей тьюторов является управление самостоятельной
работой учеников, что предполагает выполнение ими следующих функций:
формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний,
опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между
обучающимися и сетевым учителем; контроль процесса обучения, осуществление
постоянного мониторинга учебной деятельности.
В
процессе внедрения дистанционного обучения мы столкнулись с многочисленными
проблемами.
Во-первых,
хотя школы оснащены компьютерами, веб-камерами, наушниками, скорость Интернета на территории района недостаточно высока. Следует заметить
и то, что качество связи зависит от количества обучающихся в классе: чем меньше
класс, тем лучше качество связи.
Во-вторых,
гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо
сохранять здоровье детям, а не портить его. Поэтому на уроке я стараюсь
разнообразить формы и методы деятельности,
чтобы сократить время работы за компьютером. Например, практикую
составление плана, самостоятельное чтение, выписки, составление конспекта или
тезисов.
В-третьих,
у большинства детей нет компьютеров дома, нет выхода в Интернет, поэтому
предложенные в электронном курсе предмета задания дети выполнить не в силах.
Дистанционные уроки литературы отличаются не
только проведением, но и подготовкой к ним. Мною были посещены вебинары по
дистанционному обучению, по возникающим вопросам обращалась за помощью
индивидуально.
Прежде чем начать дистанционное обучение, я
думала над тем, чтобы подача материала была и интересной, и наглядной. Пришла к
выводу, что самое удобное -
составлять конспекты уроков в
презентациях, затем загружать их на
доску, чтобы ребята могли видеть наглядно материал урока и требуемые задания. Это,
конечно, занимает много времени и связано с определенными затратами труда.
Чтобы
разнообразить урок, использую в
электронных конспектах уроков указанные гиперссылки с видеороликами, предложенные иллюстрации помещаю в презентации. Проблема в том, что некоторые
ссылки просто не существуют или оказываются заблокированными. На уроках
литературы необходимо работать с текстом произведения, поэтому текст иногда
читаю сама в качестве примера, иногда читают ребята, пользуюсь также и
аудиозаписями. Аудиозаписи включаю у себя на компьютере, дети слышат их.
Тесты,
помещенные в контрольно-измерительных материалах, предлагаю ребятам выполнить,
переходя по ссылке в конспект урока на
сайте, тут же они получают оценку, а иногда я
загружаю текстовый документ (тест) на доску, а ребята решают тест на
уроке, используя панель управления – рисование, обводя правильный ответ. Это
позволяет тоже сразу оценить знания ребенка. Панель управления (рисование,
линии и т.д) используется и при
составлении схем (например, жанры устного народного творчества, средства
выразительности в былине), при составлении кластера – графической
систематизации материала урока). Работа с панелью управления интересна для
учащихся и формирует интерес к обучению.
В
связи с тем, что домашние задания, указанные в конспекте урока, не все ребята могут выполнить, учителю
приходится корректировать задания,
учитывая возможности детей. Как и в традиционном уроке литературы задаю выучить
произведение наизусть, приготовиться к выразительному чтению, провожу словарную
работу, предлагаю ответить на вопрос и составить план текста,
конспект статьи или выписать тезисы.
Опрос
приходится проводить индивидуально, слушая каждого ученика. Такой метод
используется и при анализе произведений.
Остается
проблемой оценивание работ обучающихся на сайте, так как у некоторых школьников
нет возможности их выполнять дома.
На базе Раскатихинской школы состоялось
заседание районного методического
объединения директоров школ, на котором был дан открытый дистанционный урок
литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель урока:
повторение полученных знаний по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина,
обобщение и их систематизация в ходе
фрагмента урока; подготовка к экзамену по литературе в новой форме. Урок
литературы эффективен лишь тогда, когда полезен для интеллектуального развития
ребенка. Поэтому важно так построить дистанционный урок, чтобы каждый ученик
работал в течение всего урока.
На
данном уроке я попыталась показать различные формы опроса учащихся: ответ на
проблемный вопрос, выполнение теста, чтение наизусть, составление кластера.
Обучающиеся работали в проектных группах (литературоведы, теоретики,
искусствоведы, знатоки), используя ресурсы интернета для подготовки задания.
Задание
для литературоведов: Как вы понимаете эпиграф к повести «Береги честь смолоду»?
Объясните, почему эта пословица является эпиграфом ко всей повети?
НАПИШИТЕ ОТВЕТ (3-5
ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
Задание
для искусствоведов: Почему роман А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»? НАПИШИТЕ ОТВЕТ (3-5
ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
Задание
для теоретиков: Дайте толкование слов:
ДОЛГ
ЧЕСТЬ
ДОСТОИНСТВО
МЕМУАРЫ
ИРОНИЯ
Задание
для искусствоведов: Вручение письма Екатерине II. (рассказ по картине)
Задание
для знатоков: Выполнение теста по гиперссылке и на доске с помощью панели
управления.
Ученики
выступали по предложенным вопросам. Это способствовало активизации их
мыслительной деятельности и обеспечивало эмоциональную сопричастность каждого
ученика к собственной деятельности и деятельности других. Мотивация
познавательной деятельности учащихся на дистанционном уроке, на мой взгляд, связана
с поддержанием интереса к изучению материала. Поэтому на уроке необходимо
сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с
другом.
На
каждом этапе урока ученик сам отслеживает свои результаты и оценивает их. В
конце урока ребятам было предложено составить синквейн, что способствовало
развитию умения оценить произведение,
полноту восприятия текста, понимание его.
Выполняя работу, ученики видят
результаты, могут их обсудить, заметить, какие были недочеты и почему – сама
ситуация не позволяет никому остаться равнодушным.
Мнение присутствующих об увиденном было
неоднозначным: одни посчитали, что дистанционный урок не должен заменять
традиционный, другие увидели заинтересованность ребят новой формой обучения, но в одном все были
едины, что это и сложно, и
интересно, и увлекательно.
Таким образом, методом проб и ошибок мы ведем
дистанционное обучение, в процессе которого учатся не только дети, но и
учитель. Введение дистанционного обучения
в нашем районе показало, что
дистанционные уроки закрепляют позитивное поведение ребенка, формируют культуру
человеческих отношений. Главная цель
урока литературы – развитие интеллекта, мышления ребенка, что и достигается на
уроке с применением дистанционных технологий.
Наиболее приемлемой формой дистанционного
обучения для школьников является участие в дистанционных конкурсах,
олимпиадах. Как учитель-предметник я
заинтересована в организации работы по мотивированию учащихся на участие в
дистанционных олимпиадах и конкурсах
интеллектуальной и творческой направленности. Для этого во внеурочную работу по предмету мною включаются задания,
предлагаемые такими сайтами, как «Знанио», «Марафоны», «Инфоурок», материалы Всероссийских конкурсов «Русский
медвежонок», «Кириллица», «Я – энциклопедия» и другие. Часть заданий учащиеся
выполняют, обсуждая их фронтально. Часть
заданий дети получают в электронном варианте. В этом случае очень удобно
воспользоваться возможностями социальной сети ВК. Я в своей группе в своем
классе размещаю материалы, учащиеся выполняют задания и отправляют мне или приносят в класс в печатном варианте.
Большинство
детей, попробовав свои силы в решении заданий определенных конкурсов и
олимпиад, изъявляют желание принять участие в текущих конкурсах. Формы участия
в дистанционных конкурсах различные: от выполнения интеллектуальных заданий на
тестирующих оболочках в режиме индивидуальной деятельности до выполнения конкурсных заданий в ходе
совместного творчества с родителями. А учитель «рекламирует» новые конкурсы,
давая детям интересные задания и размещая в новостной ленте информацию о
ближайших конкурсах и олимпиадах.
Таким
образом, учащиеся могут просмотреть в группе материал в форме презентаций,
видеофильмов или мини-лекций, а затем
выполнить предложенные учителем задания, основываясь на полученных знаниях.
Дистанционное
обучение и дистанционные конкурсы требуют от учащихся умения работать в сети
Интернет. Практически в каждой семье имеется компьютер. Почти 100% детей играют
в компьютерные игры. Многие умеют набирать тексты и используют это умение в
учебной деятельности при оформлении сообщений. Возможность приобретать навыки
работы на компьютере предоставляет школа в рамках уроков информатики и ИКТ. На
занятиях кружка «Журналист», который я веду, ребята обучаются простейшим приемам работы на
компьютере.
Участие
в дистанционных конкурсах интеллектуальной и творческой направленности влечет
за собой повышение интереса к учебным предметам, способствует формированию
общеучебных умений, установлению тесных контактов между младшим школьником и
его родителями во время совместного творчества активизирует познавательную
деятельность учащихся
Количество
победителей и призеров в дистанционных конкурсах и олимпиадах является
иллюстрацией эффективности применения дистанционных технологий в обучении.
Опыт
участия школьников в дистанционных формах обучения позволяет говорить о том,
что качество общего образования возрастает. Это связано с повышением у
обучающихся мотивации учения, формированием информационно-коммуникационных
умений, стремлением обучающихся к саморазвитию.
Ещё
одно направление деятельности -
использование цифровых образовательных ресурсов в рамках внеурочной
деятельности. Имея опыт работы с информацией, поданной на цифровом ресурсе,
ученик без особых сложностей справится с заданиями в ходе дистанционного
обучения.
Таким
образом, новое для современной школы направление – дистанционное образование
каждое образовательное учреждение внедряет по своему индивидуальному маршруту.
Положительным является то, что ребенок выбирает то, что интересно и важно для
него. Повышается познавательная мотивация. Если работа наставником организована
правильно, то ребенок не только приобретает прочные знания, но и непринужденно
овладевает универсальными учебными действиями, приобретает умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, что в современном образовании
является приоритетным.
Подводя
итог, отмечу, что дистанционное обучение
в идеале предоставляет возможность:
• проходить обучение, не покидая места жительства
и в процессе учебной деятельности;
• обеспечения широкого доступа к отечественным и
мировым образовательным ресурсам;
• получить образование при любом уровне
начального образования и подготовки;
• организовать процесс самообучения наиболее
эффективным для себя образом;
• получить все необходимые средства для
самообучения;
• прерывать и продолжать образование в
зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
• формировать уникальные образовательные
программы за счет комбинирования модульных курсов, предоставляемых
образовательными учреждениями;
• повысить уровень образовательного потенциала
общества и качества образования;
• удовлетворить потребности обучающихся в качественных знаниях;
• сохранить и развить единое образовательное
пространство на территории нашего района.
1.
Гуляков, Е.Н. Новые педагогические
технологии [Текст]: /Е.Н.Гуляков –М.: Дрофа, 2010
2.
Селевко,
Г. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: /Г.Селевко –М.: НИИ
школьных технологий, 2005
3.
Дистанционное обучение. Википедия.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ свободный. – Загл. с экрана.
4.
Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pro-spo.ru/distob/2562-2011-07-26-06-32-10
свободный. – Загл. с экрана
5.
Дистанционное
обучение – что это? [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/284C55060CD3C3B9C3256F2C0052CF9F/doc.html
свободный. – Загл. с экрана.
6.
Дистанционное обучение в школе [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://snn.school28tula.edusite.ru/p11aa1.html
свободный. – Загл. с экрана.
7.
О дистанционном обучении [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm
свободный. – Загл. с экрана.
8.
Организация дистанционного обучения [Электронный
ресурс].- Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/orghanizatsiia-distantsionnogho-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-dnievnik-ru.html
свободный.- Загл. с экрана.
в дистанционных конкурсах и
олимпиадах
Год
|
Фамилия ученика, класс
|
Название мероприятия
|
Уровень достижений
|
2014-2015гг
|
Федорова В.,
10 кл.
|
Открытый
конкурс «Мы живём в Зауралье!»
|
Лауреат в
номинации краеведение
За
исследовательскую работу «Лирические песни нашего края. Тематическое
своеобразие лирических песен нашей местности» (награждена 25 сентября в
Кургане дипломом и ценным подарком – картиной)
|
Нечеухина И.,
5 кл.
|
Всероссийская
Олимпиада «Кириллица»
|
Диплом II
степени по литературе
|
|
Федорова В.,
10кл.
|
Областной конкурс
«По историческим местам Зауралья»
|
Диплом 2
степени 2 место в возрастной категории «10-11 классы»
|
|
Школьникова
А., 6кл.
|
Всероссийский
литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
Диплом за 1
место в регионе, 3 место в РФ
|
|
Предеин А., 10
кл.
|
Всероссийский
литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
Диплом за 2
место в регионе, 2 место в РФ
|
|
Комогорова Е.,
9кл.
|
Всероссийский
литературный марафон по творчеству М.Ю Лермонтова
|
Диплом за 2
место в регионе, 3 место в РФ
|
|
Федорова В., 10кл.
|
Всероссийский
литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
Диплом за 3
место в регионе, 4 место в РФ
|
|
Ежева К., 6кл.
|
Всероссийский
литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
Диплом за 1
место в регионе, 3 место в РФ
|
|
Ветлугина О., 11кл.
|
Всероссийский
литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
Диплом за 2
место в регионе, 2 место в РФ
|
|
Федорова В. 10кл.
|
«УРФО»
|
Высшая Лига
Диплом I степени по литературе
|
|
Комарских В. 11кл.
|
«УРФО»
|
Высшая Лига
Диплом II степени по русскому языку
|
|
Ветлугина О.,
11кл.
|
Р-Л КГУ «Перспектива» 3 тур (очный)
|
Личный
результат 1
|
|
Власова Н., 11кл.
|
Р-Л КГУ «Перспектива» 3 тур (очный)
|
Личный
результат 2
|
|
Предеин А., 10кл.
Федорова В., 10кл.
Комарских
В.,11кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Участник
Участник
Участник
|
|
2015-2016гг.
|
Федорова В.,
11 кл.
|
Всероссийская
Олимпиада «Кириллица»
|
Участник
|
Федорова В.
11кл.
|
Всероссийская
Олимпиада «Кириллица»
|
Участник
|
|
Предеин А.
11кл.
|
Всероссийская
Олимпиада «Кириллица»
|
Участник
|
|
Толмач Е.11кл.
|
Всероссийская
Олимпиада «Кириллица»
|
Участник
|
|
Нечеухина
И.,5кл.
|
Всероссийский
литературный марафон «Творчество Некрасова»
|
Диплом за II место в регионе
|
|
Нечеухина
И.,5кл.
|
Международная
дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»
|
Диплом за III место
|
|
2016-2017гг.
|
Комогорова Е.,
10 кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в школе
|
Ежева К., 7кл
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в школе
|
|
2017-2018гг.
|
Клемина А.,
5кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в школе
|
Ежева К., 8кл
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в школе
|
|
Комогорова Е.,
11кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в школе
|
|
Григорьева О.,
7кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за III место по Курганской области
|
|
Нечеухина И.,
7кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в школе и III место по Курганской области
|
|
Нечеухина И.,
7кл.
|
Региональный
конкурс «1917-2017: судьба семьи в судьбе страны».
|
Участник
|
|
Нечеухина И.,
7кл.
|
Региональный
конкурс «Край родной мне
сердцу дорог…»
|
Участник
|
|
Нечеухина И.,
7кл.
|
Региональный
конкурс с международным участием «Мой любимый
словарь русского языка…»
|
Участник
|
|
Нечеухина И.,
7кл.
|
Региональный
конкурс с международным участием «По
литературным музеям…»
|
Участник
|
|
2018-2019гг
|
Нечеухина И.,8
кл
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в районе и школе
|
Григорьева О.,
8 кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в районе и школе
|
|
Вальков Н., 9
кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Сертификат
участника
|
|
Ежева К., 9
кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в районе и школе
|
|
Клемина А., 6
кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Сертификат
участника
|
|
Дуданов А., 8
кл.
|
«Русский
медвежонок»
|
Грамота за
лучший результат в районе и школе
|
|
Галкин Д., 6
класс
|
Региональный
конкурс «Виртуозное чтение по творчеству И.А.Крылова»
|
1 место
|
|
Клемина
Нечеухина
Григорьева Д.
|
Международная
олимпиада по русскому языку «Кириллица»
|
1 место
1 место
|
|
Клемина А., 6
кл.
|
Региональный
конкурс эссе к юбилею Л.Н.Толстого
|
3 место
|
[1] https://multiurok.ru/blog/orghanizatsiia-distantsionnogho-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-dnievnik-ru.html
[3] Г.Селевко
Энциклопедия образовательных технологий –М.: НИИ школьных технологий, 2005
Комментариев нет:
Отправить комментарий