Актуальность и практическая значимость дистанционного обучения в малокомплектной школе.

Дистанционное обучение должно стать нормой в российской системе образования, чтобы выравнивать условия его получения на всех уровнях.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев
Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Очевидна актуальность дистанционного обучения, которое  открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. 
 Дистанционное обучение  — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучающихся и учителей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.[1] 
Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.[2] 
Дистанционное обучение выступает средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, учесть индивидуальные особенности школьников, предоставить им выбор в формах, темпах и уровне их образовательной подготовки.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. Введение новых стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.
Анализ  отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. В средствах дистанционного обучения используются все виды  информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются  компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
Обучающиеся при дистанционном обучении оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что находятся на расстоянии от учителя, но и потому, что для эффективного обучения они должны обладать навыками работы в Интернете. К обучающимся  дистанционно  предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Ученики должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью использования компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, Skype, прочих информационных ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны следующие особенности:
«Гибкость». Учащиеся   занимаются  в  удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может заниматься столько, сколько ему лично необходимо для выполнения заданий.
«Дальнодействие». Расстояние от места нахождения учащегося до образовательного учреждения (при  условии  качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
«Асинхронность». Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый   работают по удобному для каждого расписанию.
«Охват».  Эту особенность иногда называют также  «массовостью». Количество  обучающихся не является критичным параметром.
«Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях   преподавателя.
«Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.[3]
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
·         электронная почта;
·         телеконференции;
·         пересылка данных (FTR- серверы);
·         гипертекстовые среды (WWW – серверы);
·         ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
·         видеоконференции.
В нашей области способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме видеоконференцсвязи. Перспективность такого вида обучения очевидна: учитель может читать проводить уроки  «в живом эфире», имея при этом возможность общения с учащимися. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая аудио и видеоконференции. Видеоконференции с участием высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.
Одной из причин введения дистанционного обучения  является нехватка педагогических кадров в малокомплектных школах. С 2013 года в  Притобольном районе реализуется дистанционное обучение, которым охвачено  три класса  Давыдовской основной школы: 7,8,9 класс. В данной школе нет учителя – предметника, поэтому уроки литературы ведутся дистанционно. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними непрерывно работает удаленный от них сетевой  учитель из Раскатихинской средней школы. Седьмой год я веду уроки литературы в Давыдовской основной школе через видеоконференцсвязь. Дистанционное обучение осуществляется и сетевым учителем,  и тьютором.
В условиях дистанционного обучения  тьютор демонстрирует  свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. Основной задачей тьюторов является управление самостоятельной работой учеников, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между обучающимися и сетевым учителем; контроль процесса обучения, осуществление постоянного мониторинга учебной деятельности.     
В процессе внедрения дистанционного обучения мы столкнулись с многочисленными проблемами.
Во-первых, хотя школы оснащены компьютерами, веб-камерами, наушниками,   скорость Интернета на территории  района недостаточно высока. Следует заметить и то, что качество связи зависит от количества обучающихся в классе: чем меньше класс, тем лучше качество связи.
Во-вторых, гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям, а не портить его. Поэтому на уроке я стараюсь разнообразить формы и методы деятельности,  чтобы сократить время работы за компьютером. Например, практикую составление плана, самостоятельное чтение, выписки, составление конспекта или тезисов.      
В-третьих, у большинства детей нет компьютеров дома, нет выхода в Интернет, поэтому предложенные в электронном курсе предмета задания дети выполнить не в силах.  
 Дистанционные уроки литературы отличаются не только проведением, но и подготовкой к ним. Мною были посещены вебинары по дистанционному обучению, по возникающим вопросам обращалась за помощью индивидуально.
 Прежде чем начать дистанционное обучение, я думала над тем, чтобы подача материала была и интересной, и наглядной. Пришла к выводу, что самое удобное -  составлять  конспекты уроков в презентациях, затем загружать  их на доску, чтобы ребята могли видеть наглядно материал урока и требуемые задания. Это, конечно, занимает много времени и связано с определенными затратами труда. 
Чтобы разнообразить урок,  использую в электронных конспектах уроков указанные гиперссылки  с видеороликами,  предложенные иллюстрации помещаю  в презентации. Проблема в том, что некоторые ссылки просто не существуют или оказываются заблокированными. На уроках литературы необходимо работать с текстом произведения, поэтому текст иногда читаю сама в качестве примера, иногда читают ребята, пользуюсь также и аудиозаписями. Аудиозаписи включаю у себя на компьютере, дети слышат их.
Тесты, помещенные в контрольно-измерительных материалах, предлагаю ребятам выполнить, переходя по ссылке в конспект урока  на сайте, тут же они получают оценку, а иногда я  загружаю текстовый документ (тест) на доску, а ребята решают тест на уроке, используя панель управления – рисование, обводя правильный ответ. Это позволяет тоже сразу оценить знания ребенка. Панель управления (рисование, линии и т.д)  используется и при составлении схем (например, жанры устного народного творчества, средства выразительности в былине), при составлении кластера – графической систематизации материала урока). Работа с панелью управления интересна для учащихся и формирует интерес к обучению.
В связи с тем, что домашние задания, указанные в конспекте урока,  не все ребята могут выполнить, учителю приходится корректировать  задания, учитывая возможности детей. Как и в традиционном уроке литературы задаю выучить произведение наизусть, приготовиться к выразительному чтению, провожу словарную работу, предлагаю  ответить  на вопрос и составить  план текста,  конспект статьи или выписать тезисы.
Опрос приходится проводить индивидуально, слушая каждого ученика. Такой метод используется и при анализе произведений.
Остается проблемой оценивание работ обучающихся на сайте, так как у некоторых школьников нет возможности их выполнять дома.
 На базе Раскатихинской школы состоялось заседание  районного методического объединения директоров школ, на котором был дан открытый дистанционный урок литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель урока: повторение полученных знаний по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, обобщение и их систематизация  в ходе фрагмента урока; подготовка к экзамену по литературе в новой форме. Урок литературы эффективен лишь тогда, когда полезен для интеллектуального развития ребенка. Поэтому важно так построить дистанционный урок, чтобы каждый ученик работал в течение всего урока.
На данном уроке я попыталась показать различные формы опроса учащихся: ответ на проблемный вопрос, выполнение теста, чтение наизусть, составление кластера. Обучающиеся работали в проектных группах (литературоведы, теоретики, искусствоведы, знатоки), используя ресурсы интернета для подготовки задания.
Задание для литературоведов: Как вы понимаете эпиграф к повести «Береги честь смолоду»? Объясните, почему эта пословица является эпиграфом ко всей повети?
НАПИШИТЕ  ОТВЕТ  (3-5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
Задание для искусствоведов: Почему роман А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»? НАПИШИТЕ  ОТВЕТ  (3-5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
Задание для теоретиков: Дайте толкование слов:


ДОЛГ
ЧЕСТЬ
ДОСТОИНСТВО
МЕМУАРЫ
ИРОНИЯ


Задание для искусствоведов: Вручение письма Екатерине II. (рассказ по картине)
Задание для знатоков: Выполнение теста по гиперссылке и на доске с помощью панели управления.
Ученики выступали по предложенным вопросам. Это способствовало активизации их мыслительной деятельности и обеспечивало эмоциональную сопричастность каждого ученика к собственной деятельности и деятельности других. Мотивация познавательной деятельности учащихся на дистанционном уроке, на мой взгляд, связана с поддержанием интереса к изучению материала. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом.
На каждом этапе урока ученик сам отслеживает свои результаты и оценивает их. В конце урока ребятам было предложено составить синквейн, что способствовало развитию умения оценить произведение,  полноту восприятия текста, понимание его.
         Выполняя работу, ученики видят результаты, могут их обсудить, заметить, какие были недочеты и почему – сама ситуация не позволяет никому остаться равнодушным.
 Мнение присутствующих об увиденном было неоднозначным: одни посчитали, что дистанционный урок не должен заменять традиционный, другие увидели заинтересованность ребят  новой формой обучения, но в одном все были едины, что это и  сложно,  и  интересно, и увлекательно.
 Таким образом, методом проб и ошибок мы ведем дистанционное обучение, в процессе которого учатся не только дети, но и учитель. Введение дистанционного обучения  в  нашем районе показало, что дистанционные уроки закрепляют позитивное поведение ребенка, формируют культуру человеческих отношений.      Главная цель урока литературы – развитие интеллекта, мышления ребенка, что и достигается на уроке с применением дистанционных технологий.
  Наиболее приемлемой формой дистанционного обучения для школьников является участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.  Как учитель-предметник я заинтересована в организации работы по мотивированию учащихся на участие в дистанционных  олимпиадах и конкурсах интеллектуальной и творческой направленности. Для этого во внеурочную  работу по предмету мною включаются задания, предлагаемые такими сайтами, как «Знанио», «Марафоны», «Инфоурок»,  материалы Всероссийских конкурсов «Русский медвежонок», «Кириллица», «Я – энциклопедия» и другие. Часть заданий учащиеся выполняют, обсуждая их  фронтально. Часть заданий дети получают в электронном варианте. В этом случае очень удобно воспользоваться возможностями социальной сети ВК. Я в своей группе в своем классе размещаю материалы, учащиеся выполняют задания и отправляют мне  или приносят в класс в печатном варианте.
Большинство детей, попробовав свои силы в решении заданий определенных конкурсов и олимпиад, изъявляют желание принять участие в текущих конкурсах. Формы участия в дистанционных конкурсах различные: от выполнения интеллектуальных заданий на тестирующих оболочках в режиме индивидуальной деятельности  до выполнения конкурсных заданий в ходе совместного творчества с родителями. А учитель «рекламирует» новые конкурсы, давая детям интересные задания и размещая в новостной ленте информацию о ближайших конкурсах и олимпиадах.
Таким образом, учащиеся могут просмотреть в группе материал в форме презентаций, видеофильмов  или мини-лекций, а затем выполнить предложенные учителем задания, основываясь на полученных знаниях.
Дистанционное обучение и дистанционные конкурсы требуют от учащихся умения работать в сети Интернет. Практически в каждой семье имеется компьютер. Почти 100% детей играют в компьютерные игры. Многие умеют набирать тексты и используют это умение в учебной деятельности при оформлении сообщений. Возможность приобретать навыки работы на компьютере предоставляет школа в рамках уроков информатики и ИКТ. На занятиях кружка «Журналист», который я веду, ребята  обучаются простейшим приемам работы на компьютере.
Участие в дистанционных конкурсах интеллектуальной и творческой направленности влечет за собой повышение интереса к учебным предметам, способствует формированию общеучебных умений, установлению тесных контактов между младшим школьником и его родителями во время совместного творчества активизирует познавательную деятельность учащихся
Количество победителей и призеров в дистанционных конкурсах и олимпиадах является иллюстрацией эффективности применения дистанционных технологий в обучении.
Опыт участия школьников в дистанционных формах обучения позволяет говорить о том, что качество общего образования возрастает. Это связано с повышением у обучающихся мотивации учения, формированием информационно-коммуникационных умений, стремлением обучающихся к саморазвитию.
Ещё одно направление деятельности  - использование цифровых образовательных ресурсов в рамках внеурочной деятельности. Имея опыт работы с информацией, поданной на цифровом ресурсе, ученик без особых сложностей справится с заданиями в ходе дистанционного обучения.
Таким образом, новое для современной школы направление – дистанционное образование каждое образовательное учреждение внедряет по своему индивидуальному маршруту. Положительным является то, что ребенок выбирает то, что интересно и важно для него. Повышается познавательная мотивация. Если работа наставником организована правильно, то ребенок не только приобретает прочные знания, но и непринужденно овладевает универсальными учебными действиями, приобретает умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, что в современном образовании является приоритетным.  
Подводя итог, отмечу, что дистанционное обучение  в идеале предоставляет возможность:
проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе учебной деятельности;
обеспечения широкого доступа к отечественным и мировым образовательным ресурсам;
получить образование при любом уровне начального образования и подготовки;
организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя образом;
получить все необходимые средства для самообучения;
прерывать и продолжать образование в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования модульных курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;
повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;
удовлетворить потребности обучающихся  в качественных знаниях;
сохранить и развить единое образовательное пространство на территории нашего района.
                                       Список использованных источников:
1.                      Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии [Текст]: /Е.Н.Гуляков –М.: Дрофа, 2010
2.                                  Селевко, Г. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: /Г.Селевко –М.: НИИ школьных технологий, 2005
3.                      Дистанционное обучение. Википедия. [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/  свободный. – Загл. с экрана.
4.                      Дистанционное обучение  [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: http://pro-spo.ru/distob/2562-2011-07-26-06-32-10  свободный. – Загл. с экрана
5.                       Дистанционное обучение – что это?  [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/284C55060CD3C3B9C3256F2C0052CF9F/doc.html  свободный. – Загл. с экрана.
6.                      Дистанционное обучение в школе [Электронный ресурс]. –   Режим доступа:   http://snn.school28tula.edusite.ru/p11aa1.html свободный. – Загл. с экрана.
7.                      О дистанционном обучении [Электронный ресурс]. –   Режим доступа:   http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm  свободный. – Загл. с экрана.
8.                      Организация дистанционного обучения [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/orghanizatsiia-distantsionnogho-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-dnievnik-ru.html свободный.- Загл. с экрана.

                                        Информация об участии моих учеников
в дистанционных конкурсах и олимпиадах
Год
Фамилия ученика, класс
Название мероприятия
Уровень достижений
2014-2015гг
Федорова В., 10 кл.
Открытый конкурс «Мы живём в Зауралье!»
Лауреат в номинации краеведение
За исследовательскую работу «Лирические песни нашего края. Тематическое своеобразие лирических песен нашей местности» (награждена 25 сентября в Кургане дипломом и ценным подарком – картиной)

Нечеухина И., 5 кл.
Всероссийская Олимпиада «Кириллица»
Диплом II степени по литературе

Федорова В., 10кл.
Областной конкурс «По историческим местам Зауралья»
Диплом 2 степени 2 место в возрастной категории «10-11 классы»

Школьникова А., 6кл.
Всероссийский литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова  
Диплом за 1 место в регионе, 3 место в РФ

Предеин А., 10 кл.
Всероссийский литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова  
Диплом за 2 место в регионе, 2 место в РФ

Комогорова Е., 9кл.
Всероссийский литературный марафон по творчеству М.Ю Лермонтова  
Диплом за 2 место в регионе, 3 место в РФ

Федорова В., 10кл.                          
Всероссийский литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова
Диплом за 3 место в регионе, 4 место в РФ

Ежева К., 6кл.          
Всероссийский литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова
Диплом за 1 место в регионе, 3 место в РФ

Ветлугина О., 11кл.
Всероссийский литературный марафон по творчеству М.Ю. Лермонтова  
Диплом за 2 место в регионе, 2 место в РФ

Федорова В.  10кл.                          
«УРФО»
Высшая Лига Диплом I степени по литературе

Комарских В.            11кл.                          
«УРФО»
Высшая Лига Диплом II степени по русскому языку

Ветлугина О., 11кл.
Р-Л      КГУ «Перспектива» 3 тур (очный)
Личный результат    1

Власова Н.,    11кл.  
Р-Л      КГУ «Перспектива» 3 тур (очный) 
Личный результат    2

Предеин А.,   10кл.  
Федорова В., 10кл.  
Комарских В.,11кл.             
«Русский медвежонок»
Участник
Участник
Участник
2015-2016гг.
Федорова В., 11 кл.
Всероссийская Олимпиада «Кириллица»
Участник

Федорова В. 11кл.
Всероссийская Олимпиада «Кириллица»
Участник

Предеин А. 11кл.
Всероссийская Олимпиада «Кириллица»
Участник

Толмач Е.11кл.
Всероссийская Олимпиада «Кириллица»
Участник

Нечеухина И.,5кл.
Всероссийский литературный марафон «Творчество Некрасова»
Диплом за II место в регионе

Нечеухина И.,5кл.
Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»
Диплом за III место
2016-2017гг.
Комогорова Е., 10 кл.
«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в школе


Ежева К., 7кл
«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в школе
2017-2018гг.
Клемина А., 5кл.
«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в школе

Ежева К., 8кл
«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в школе

Комогорова Е., 11кл.
«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в школе

Григорьева О., 7кл.
«Русский медвежонок»
Грамота за III место по Курганской области

Нечеухина И., 7кл.
«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в школе и III место по Курганской области

Нечеухина И., 7кл.
Региональный конкурс «1917-2017: судьба семьи в судьбе страны».
Участник

Нечеухина И., 7кл.
Региональный конкурс                                 «Край родной мне сердцу дорог…»
Участник

Нечеухина И., 7кл.
Региональный конкурс с международным участием                                «Мой любимый словарь русского языка…»
Участник

Нечеухина И., 7кл.
Региональный конкурс с международным участием                                  «По литературным музеям…»
Участник
2018-2019гг
Нечеухина И.,8 кл

«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в районе и школе

Григорьева О., 8 кл.

«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в районе и школе

Вальков Н., 9 кл.

«Русский медвежонок»
Сертификат участника

Ежева К., 9 кл.

«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в районе и школе

Клемина А., 6 кл.

«Русский медвежонок»
Сертификат участника

Дуданов А., 8 кл.
«Русский медвежонок»
Грамота за лучший результат в районе и школе

Галкин Д., 6 класс
Региональный конкурс «Виртуозное чтение по творчеству И.А.Крылова»
1 место

Клемина
Нечеухина
Григорьева Д.

Международная олимпиада по русскому языку «Кириллица»
1 место
1 место

Клемина А., 6 кл.
Региональный конкурс эссе к юбилею Л.Н.Толстого
3 место










[1] https://multiurok.ru/blog/orghanizatsiia-distantsionnogho-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-dnievnik-ru.html
[2] Е.Н.Гуляков Новые педагогические технологии  –М.: Дрофа, 2010
[3] Г.Селевко Энциклопедия образовательных технологий –М.: НИИ школьных технологий, 2005

Комментариев нет:

Отправить комментарий